Презентация Исследовательского проекта «Алхимия как отражение средневековья». Алхимия: мистическое знание или этап развития науки? Важнейшие алхимические знаки

А Л Х И М И Я Ученые - алхимики Что такое алхимия?

  • Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia , от араб. خيمياء‎‎, предположительно от египетского «chemi» - черный, откуда также греческое название Египта , чернозёма и свинца - «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος - «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα - «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις - «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα - «Химера») - общее название существующих в различных культурах систем трансформации человека , основанных на метафоре химических превращений и использующих химические соединения , а также сопутствующих этим системам и возникших, вероятно, в результате их вульгаризации попыток получения драгоценных металлов , снадобий , философского камня , универсального растворителя , питьевого золота и других якобы обладающих чудесными свойствами веществ . В алхимии человек или его отдельные компоненты (сознание , дух , душа , тело , отдельные энергии и т. п.) рассматриваются как обладающие определенными химическими и физическими свойствами субстанции , и с ними производятся некоторые операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что в ходе истории часто давало повод к их превратному пониманию.
NICOLAS FLAMMEL

Биография Николаса Фламеля

Николас Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, после их смерти Николас переезжает в Париж и становится общественным писарем.

После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую - для своих подмастерьев и копировальщиков.

В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для неё папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Николасу Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.

В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости Николас Фламель занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.

В 1402 году умирает Перренелль, жена Николаса. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви.

Николас Фламель

После их смерти возникает легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Легенда получает продолжение и всё чаще Фламеля с супругой «видят» после смерти, например в 1761 году на спектакле в Парижской опере.

В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».

Сохранился дом Николаса Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим зданием в Париже (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau)

До 1789 года госпиталь ежегодно проводил процессию в Сен-Жак-ля-Бушери, чтобы помолиться о душе Николаса Фламеля. При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя.

Мэтр РЕНЕ (алхимик Екатерины Медичи)

Родился во Флоренции в семье местного преуспевающего ювелира. В возрасте 10 лет лишился родителей, которые погибли во время чумы. За неимением родственников, был взят на воспитание монахами-доминиканцами, которые в свою очередь, совместив приятное с полезным, прибрали к рукам все его наследство. В монастыре Рене научился грамоте, усвоил элементарные знания в астрологии и пользуясь разрешением настоятеля, с рвением изучал всевозможные книги. Обладая талантом к изучению наук, быстро приобрел навыки начального уровня медицины и помогая брату-лекарю, учился лечению травами и минералами. Так же проявлял интерес к оккультным наукам и астрологии. Спустя несколько лет монахи начали замечать, что мальчик иногда предвидит некоторые события, после чего Рене стали подозревать в колдовстве. Когда Рене исполнилось восемнадцать лет, он покинул монастырь и устроился учеником местного аптекаря, получив возможность свободно изучать полюбившуюся ему алхимию.

Спустя некоторое время, бальзамы изготовленные никому известным юношей, получили славу лучших в городе, и Рене приобрел постоянных богатых клиентов. Позже, получив навыки парфюмера, Рене отправляется во Францию в поисках лучшей судьбы, надеясь получить покровительство царствующей флорентийки.

Устроившись в скромном домике на одной из отдаленных улиц Парижа, Рене испросил аудиенции у королевы-матери, собираясь преподнести ей духи собственного изготовления. Екатерина, питающая слабость к неординарным и талантливым людям, да и к тому же пораженная дивным ароматом подареных духов, объявила Рене своим личным парфюмером. С этого момента, Рене Бьянки стал личной тенью Екатерины, выполняя ее всевозможные приказы. Получив покровительство королевы Франции, он наконец-то смог усовершенствовать свои знания и скоро, благодаря протекции придворных, о нем узнал весь Париж. Обладал талантами в оккультных науках, являлся великолепным лекарем и парфюмером.

Так же не знал равных в изготовлении и изобретении различных ядов. Дамы и кавалеры атаковали парижскую лавку Рене, устроенную на Мосту Менял. Они толпились там с утра до позднего вечера, постоянно пополняя запасы «душистого оружия». А оно было не только в виде жидкости, которой натирали тело, опрыскивали волосы и белье. Для придания приятного запаха перчаткам парфюмер приготавливал особую пасту. Ею покрывали расшитые золотом и каменьями аксессуары. Кое-кому, как утверждает легенда, это стоило жизни. В те полные дворцовых интриг времена поговорка «красота требует жертв» получила немало подтверждений на практике. Ну разве погибла бы мать будущего короля Франции Генриха IV Наваррского, если бы не жгучее желание стать красивее и желаннее? По приказу коварной отравительницы Екатерины Медичи мэтр Рене пропитал ядом прекрасные перчатки. Не впервой было флорентийцу выполнять подобные деликатные химические изыскания по поручению своей царственной госпожи.

Разумеется, бедная жертва ничего об этом не знала. Она не смогла устоять перед сокрушительным сочетанием красоты и аромата и с удовольствием надела благоухающие перчатки на холеные ручки. Это стало ее последней ошибкой. А при дворе вошло в моду дарить аксессуары «с секретом». Верой и правдой служил королеве-матери и старался уберечь ее от всевозможных неприятностей

Екатерина

алхимиками

Рудольф II Император священной римской империи, король Чехии БИОГРАФИЯ РУДОЛЬФА II

Рудольф II, император Священной Римской империи, король Чехии Годы жизни: 18 июля 1552 - 20 января 1612 Годы правления: Священная Римская империя: 1576 - 1612 Чехия: 1576 - 1611 Отец: Максимилиан II Мать: Мария Испанская

В 1563 г. отец отправил Рудольфа(11 лет) вместе с младшим братом в Испанию для получения католического воспитания. Годы пребывания при дворе Филиппа II наложили неизгладимый отпечаток на манеры и наружность будущего императора. В последующем Рудольфу постоянно ставили в вину его высокомерие, грубость, привычку молчать и не любили за строгое исполнение этикета. Император обладал глубоким умом, был человеком дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией, но при этом был очень робок и склонен к депрессии.

В 1578-1581 гг. император перенес тяжелый физический и душевный недуг, после чего сделался нелюдим и замкнут, стал тяготиться собраниями и приемами, перестал появляться на охотах, турнирах и праздниках, а в 1583 г. вовсе переселился из Вены в Прагу. С годами в нем развилась мания преследования - панический страх перед ядом и порчей. Меланхолия порой сменялась буйными припадками бешенства, когда император вскакивал с места и принимался крушить мебель, статуи, часы, рвать картины и бить дорогие вазы. До конца жизни он так и не вступил в брак, но состоял в длительной связи с дочерью своего аптекаря Джакопо де ла Страда Марией, от которой имел шестерых детей. Наиболее известный из них, любимец императора дон Джулио, был душевнобольным, совершил жестокое убийство и умер в заключении.

Рудольф откровенно тяготился государственными делами. Гораздо больше его интересовали искусства и науки. Он разбирался в поэзии, живописи, математике, физике, архитектуре, химии и алхимии, астрономии и астрологии, философии и оккультизме, и хотя ни в одной из этих областей не был профессионалом, стремился окружать себя людьми, которые были профессионалами. В Праге в годы его правления жили и работали крупнейшие астрономы того времени – Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, художники Бартоломей Шпранглер и Джузеппе Арчимбольдо, скульптор Адриан де Ври и многие другие. Однако наряду с гениями искусства и светилами науки в Прагу со всей Европы съезжались всяческие авантюристы и шарлатаны - астрологи, алхимики и мистики. Особое место среди них занимали англичане Джон Ди и Эдвард Келли. От Келли Рудольф тщетно пытался добиться секрета получения золота, но, устав ждать результата, бросил в темницу, где тот вскоре умер.

При Рудольфе наступил золотой век еврейской общины в Праге. Император-мистик тесно сотрудничал с раввинами-каббалистами. К периоду правления Рудольфа относят легенду о создании голема раввином Лёвом, который был личным другом императора.

Увлечение Рудольфа искусством и наукой привело к созданию в Праге "Кунсткамеры" - богатейшей коллекции книг, рукописей, картин, монет и всяких редкостей. Однако помимо часов и научных приборов были в "Кунсткамере" и такие "раритеты" как гвоздь из Ноева ковчега и флакончик с прахом Адама. Был в коллекции Рудольфа и так называемый "Манускрипт Войнича" - рукопись непонятного предназначения, которую ученые не могут расшифровать до сих пор.

Значительным был вклад Рудольфа в украшение Праги. Он поощрял строительство новых домов в ренессансном стиле, сформировавших современный облик города. Королевский дворец украшали 3000 картин и 2500 скульптур, стоимость которых была выражена головокружительной суммой в 17 миллионов гульденов.

В 1598 г. у Рудольфа случился очередной приступ душевной болезни. Император стал еще более мрачен, меланхоличен и подозрителен. Вспышки ярости стали чередоваться с периодами апатии. Государственные дела Рудольфу окончательно опротивели. Император подолгу запирался в своем дворце, так что даже самые близкие люди не знали, жив он, или умер.

В 1604 г. вспыхнуло восстание протестантов в Венгрии. Однако Рудольфа угроза распространения мятежа по всей стране совершенно не волновала. В 1606 г. Габсбурги на семейном совете постановили считать Рудольфа душевнобольным и передали власть в Австрии и Венгрии его брату Матвею . Тот поспешно признал за венгерским дворянами и городами право на свободу вероисповедания. Император отказался признавать это постановления, но Матвей двинул войска на Прагу. У Рудольфа не было сил для отражения агрессии, и он был вынужден подчиниться. Австрия, Венгрия и Моравия были официально переданы Матвею, а в Чехии он был провозглашен наследником Рудольфа.

Корона Рудольфа II

КОНЕЦ

История алхимии

Алхимия - общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного мира.

Фон Франц подчеркивает факт возникновения западной алхимии в тот же время когда родилось Христианство и корни алхимии в греческой рациональной философии с одной стороны и в Египетской практике обращения с веществами (в связи с религией сфокусированной на жизни после смерти) а также астрологии с другой стороны.

Экстравертные и интровертные тенденции в алхимии, а современные неюнгианские интерпретации не ценят и не понимают интровертный аспект. Хотя великие умы современности по-прежнему имеют архетипический поиск божественного в основе своей работы (Фон Франц, Алхимическое активное воображение)

Истоки алхимии

II-III в до н.э Алхимия возникла на востоке (Китай) в Египте и в Греции. На востоке фокус был на поиске эликсира долголетия, а в Египте и Греции скорее концентрировался на исследовании соединений металлов и минералов. Александрийская школа алхимии – соединение Египетских и Греческих традиций, основанная легендарным Гермесом Трисмегистом+ Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста. Мария Еврейская описала алхимические инструменты – колбу, реторту, перегонный аппарат. Клеопатре приписывается занятие алхимией и написание труда «Хризопея»

Алхимия на Востоке

V-VI вв н.э алхимия приходит в упадок. На востоке ее развитие продолжается циклично. В Арабском мире, где она сохранилась, она практикуется и развивается. В Арабских университетах в алхимии практикуется более точный количественный подход. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. В этот период возникает важная для алхимии ртутно-серная теория.

Любопытные факты об алхимии

В Средние века алхимические монеты с изображениями планет имели хождение наряду с обычными монетами и пользовались доверием

Многие короли содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Побочными продуктами поисков алхимиков стали открытие серной соляной и азотной кислот, фосфора, аммиака, винного спирта, берлинской лазури…

Менделеев писал, что только благодаря запасу знаний, накопленному алхимиками, стало возможным научное изучение химических явлений

Фридрих Кекуле признавался что благодаря приснившемуся уроборосу открыл молекулу бензола

Алхимические парадоксы

Наше золото – не золото глупцов

Философский камень также не камень

Аква перманенс – вода алхимиков – одновременно огонь и твердая основа

Черное солнце алхимиков – парадокс света сияющего из самой черноты, lumen natura

Первоматерия алхимиков – одновременно и философский камень

Поговорка алхимиков: «Опасайся физического в материальном»

Всякое вещество, описываемое алхимиками как цель опуса, крайне парадоксально и противоречиво – ничто из них не может быть обнаружено в позитивистском смысле

Вещества

Алхимический царь (сера)

Живое серебро, Меркурий (ртуть)

Красный лев (киноварь)

Алхимическое солнце (золото)

Лунный металл (серебро)

Венера (медь)

Кость Тифона, Марс (железо)

Металл Сатурна (свинец)

Антимоний, волк с открытой пастью, пожиратель металлов (сурьма)

Адский камень (нитрат серебра)

Ярь – медянка (ацетат меди)

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Алхимия – магия или наука? Цель: узнать является алхимия мистификацией или же научным направлением

  • Цель: узнать является алхимия мистификацией или же научным направлением
  • Задачи:
  • 1) исследовать изучение алхимии в разное время и в разных странах 2) показать научное применение достижений алхимии 3) узнать осведомленность и мнения по данному вопросу среди учащихся 8-мых классов 4) прийти к выводу о природе алхимии
Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) -это древняя химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и всеобщих, наглядно-интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. Александрийская алхимия
  • Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.
  • Основными объектами изучения александрийской химии (термин "алхимия" появился позже) являлись металлы.
В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:
  • 1. олово - Юпитер; 2. свинец - Сатурн; 3. золото - Солнце; 4. сера; 5. ртуть - Меркурий; 6. серебро - Луна; 7. железо - Марс; медь - Венера
Алхимия на Арабском Востоке
  • После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
  • Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.
  • Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.

Персидский алхимик Джабир ибн Хайян заложившил основы ртутно-серной теории, ввёл представление о философском камне, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой персидский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Философский камень

  • Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия.
  • Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Проникновение алхимии в Европу
  • Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) , также положивший начало экспериментальной химии в Европе.
  • Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха.

Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Раймунд Луллий

«Охота на ведьм»

Алхимия в эпоху Возрождения

  • В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
  • Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.
  • В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Философия алхимии
  • Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».

Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»

Изучение алхимии в России

  • В России алхимия не получила широкого распространения: к алхимикам не было доверия ни у властей, ни в народе. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства, являясь по существу химиками-лаборантами.
  • Алхимисты получали и очищали самые различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем они принимали участие в анализе и экспертизе ("надкушивании") новых лекарств. В XVIII веке название профессии "алхимист" постепенно заменяется на "химик".
Получением "эликсира долголетия" занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне.
  • Получением "эликсира долголетия" занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне.
  • Он был одним из самых просвещенных людей России.
Изучение истории алхимии
  • Изучением достижений алхимии занимались историки химии, такие как М. Берто, М. Джуа, А. Ладенбург, Г. Копп, И. Дмитриев, Б. Меншуткин, Ю. Мусабеков (историк химии советского периода), Г. Кауфман, Пауль Вальден, Д. Трифонов
Роль алхимии в истории науки
  • Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии.

Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.

В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, получил "царскую водку«, способную растворять "царя металлов" - золото.

Оказалось, что царская водка не действует на стекло, керамику, морской песок (диоксид кремния) , оловянный камень (диоксид олова) и многие другие вещества, и, следовательно, не обладает универсальными свойствами. Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств.

Алхимия - неотъемлемая часть культуры человечества, исток химии. Её скорее можно назвать наукой, чем магией, но на самом деле по сути она не является не тем, не другимт. к. она образовалась из накопленного веками практического опыта металлургии, техники, медицины уже переплетенного с магией и культовой обрядностью,

Слайд 2

Что такое алхимия?

Своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья.

Слайд 3

Происхождение слова «алхимия»

  • Chymeia -наливание, настаивание. Дальний отголосок практики восточных врачевателей-фармацевтов, извлекавших соки лекарственных растений.
  • Согласно другом умнению, корень в слове алхимия - khem или kháme, chémi или сhúma, что означает и чернозем, и Черную страну. Так называли Древний Египет, а с Египтом связывали искусство жрецов-рудознатцев, металлургов, золотых дел мастеров.
  • Древнегреческий языковой пласт: хюмос(χυμός)-сок; хюма (χύμα)-литье, поток, река; химевсис (χύμευσις) - смешивание.
  • Древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимия - златоделие.
  • Остается сказать лишь о непереводимой частице ал, арабское происхождение которой несомненно и которая устойчиво существовала как приставка приблизительно с XII по XVI столетие, а также напомнить о мнении александрийца Зосима (IV в.), отсылающего заинтересованного филолога к имени библейского Хама.
  • Слайд 4

    Задача алхимии

    Главной задачей алхимии было изготовление вещества – «философского камня» - с помощью которого можно осуществить превращение ("трансмутацию") неблагородных металлов в благородные и достичь бессмертия

    Слайд 5

    Алхимическая лаборатория

    • Алхимический инструментарий - колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химических взаимодействий; обработка веществ - растворение, фильтрация, перегонка.
    • Но это не просто вещества но и бесплотные принципы; когда газ - это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний.
  • Слайд 6

    В алхимической лаборатории

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Алхимические тексты

    • Алхимические реактивы испарились; аппараты проржавели, обратившись в прах; лабораторное стекло разбилось; кладка печей выветрилась. Лишь медали-впечатляющая память о считанных алхимических чудесах-лежат себе в европейских музеях, антикварной неприкосновенностью будоража легковерного посетителя либо вызывая почтительно-снисходительную улыбку.
    • Но остался текст, который включает в себя не только рецепты приготовления «философского камня», но и эстетически-мистическое описание алхимических действий
  • Слайд 9

    Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философскийкамень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай,пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови

    Слайд 10

    А может быть все проще

    Приведенный ранее текст можно изложить и современным научным языком:

    • Свинец при нагревании превращается в желтую закись свинца РbО,которая при температуре выше 500° окисляется в красный сурик по реакции: 3РbО+ ½ O2→ Рb3O4.
    • Сурик же при температуре около 570° теряет кислород, превращаясь взакись свинца, которая при 880° плавится и при охлаждении застывает в красновато-желтый глет.
    • Красный лев-это глет, который в отличие от сурика легко растворяется в уксусной кислоте. Продукт этой реакции -сатурнова соль, свинцовый сахар, или Рb(С2Н3O2)2 · 3Н2O -уже при нагревании до 100° полностью теряет кристаллизационную воду, или флегму. Она должна содержать примесь уксусной кислоты, образовавшейся вследствие гидролиза ацетата свинца- соли слабого основания и слабой кислоты. Дальнейшее нагревание приводит к образованию ацетона и карбоната свинца.
  • Слайд 11

    Важнейшие алхимические знаки

  • Слайд 12

    Алхимические тексты

    Алхимические тексты включают в себя не только препаративную часть которую можно истолковать современным научным языком, но мистический, философский смысл, отражающий мировоззрение алхимиков.

    Слайд 13

    Символы алхимии

    Рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера - с материнским и отцовским началами и т.п.).

    Слайд 14

    И все же - что такое алхимия?

    • Алхимия – это научный эксперимент, осложнённый магией.
    • Алхимия – себя искусство, использующее символическое мировидение.
    • Деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом.
  • Слайд 15

    Алхимия – этап в развитии естествознания

    • Алхимия – искусство совершенствования вещества через превращение металлов в золото и совершенствования человека путем создания эликсира жизни.
    • Стремясь к достижению самой привлекательной для них цели – созданию неисчислимых богатств, – алхимики разрешили многие практические задачи, открыли множество новых процессов, наблюдали разнообразные реакции, способствуя становлению новой науки – химии.
  • Слайд 16

    Алхимия

    Может быть и современные мистические представления в будущем будут объяснены и послужат толчком развития науки и цивилизации.

    Посмотреть все слайды

    Главное управление образования мэрии города Новосибирска Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

    Городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5-8 классов

    Направление: естественнонаучный проект

    Ушатов Сергей

    МБОУ гимназия № 13, 8 класс,

    Центральный округ

    города Новосибирска

    Консультант проекта:

    Петрова Татьяна Сергеевна,

    учитель химии высшей

    Контактный телефон руководителя:8-913-000-24-12

    г.Новосибирск

    Портфолио проекта

    Проект «Алхимия – миф или реальность?»

    Проект: «Алхимия-миф или реальность?»

    Участники проекта:

    Левченко Александра Андреевна

    Ушатов Сергей Максимович

    Консультант проекта : учитель химии высшей квалификационной категории Петрова Татьяна Сергеевна

    Класс: 8 А, В

    Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ гимназия № 13 Центрального округа города Новосибирска.

    Предметная область : химия, история.

    Проблема проекта : являлась ли алхимия самостоятельно развивавшимся направлением науки, которое дало начало современной химии.

    Цель проекта : поиск ответа на вопрос «Алхимия – миф или реальность?»

    Задачи: - ознакомиться с понятием и философией алхимии;

    Изучить исторически сложившиеся периоды алхимии;

    Рассмотреть основные символы алхимии и их значения;

    Выявить роль Исаака Ньютона в развитии алхимии;

    Расшифровать примеры алхимических опытов для выполнения практической части проекта;

    Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.

    Используемые технологии: мультимедиа.

    Форма продукта проекта : «Алхимия – миф или реальность?» (мультимедийная презентация с расшифровкой первых алхимических опытов), буклет по теме проекта.

    Исследование:

    Анкетирование учащихся 8-х классов;

    Подборка теоретического материала по теме проекта с использованием различных источников информации;

    Проведение химических опытов.

    Область применения результата проекта:

    Учебная (уроки химии, окружающего мира, природоведения, классные часы в рамках «Дней науки»);

    Внеклассная работа (разработка сценария в рамках работы научного общества гимназии для участия в неделе естествознания).

    Результативность: получен ответ на вопрос «Алхимия – миф или реальность?, расшифрованы и проведены первые алхимические опыты, создан буклет «Алхимия – миф или реальность?»

      Введение стр. 1

      Философия алхимии стр.3

      Периоды алхимии стр.6

    3.1 Александрийская алхимия стр.6

    3.2 Арабская алхимия стр.9

    3.3 Европейская алхимия стр.10

    4. Алхимическая символика стр.12

    5. Был ли Ньютон алхимиком? стр.15

    6. Заключение стр.17

    7. Практическая часть стр. 18

    8. Приложение 1 стр. 25

      Провести анкетирование среди учащихся 8 классов;

      Ознакомиться с понятием и философией алхимии;

      Изучить исторически сложившиеся периоды алхимии;

      Рассмотреть основные символы алхимии и их значения;

      Выявить роль Исаака Ньютона в развитии алхимии;

      Найти примеры алхимических опытов для выполнения практической части проекта;

      Создать буклет по теме проекта;

    1. Философия алхимии

      Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. خيمياء‎‎ (’al-kīmiyā’), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого χυμεία «флюид». Алхимия - оккультная наука, уходящая своими корнями в X-XI вв. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia - наливание, настаивание, - указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет ("ТаКемет").
      Алхимический период - это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. Алхимическая теория, основанная на античных представлениях о четырёх элементах (огня, воды, земли и воздуха), была тесно переплетена с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим «златоделием» эта эпоха примечательна также и созданием уникальной системы мистической философии.

      Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».

      Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.

      Достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений занималась внутренняя алхимия. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир».

      Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

      Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

      В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена». Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).

      Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

      В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ. Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

      Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи: очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции; священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

    2. Периоды алхимии

      Алхимический период разделяется на три подпериода: александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию.

      1. Александрийская алхимия

    3. Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:

      серебро - Луна, ртуть - Меркурий, медь - Венера, золото - Солнце,

      железо - Марс, олово - Юпитер, свинец - Сатурн.

      Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки.

      Храм Сераписа

    4. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру.

      Александрийская библиотека

    5. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

      В Александрии произошло соединение теории (натурфилософии Платона и Аристотеля) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и родилась новая наука - химия. Само слово «химия» (и арабское al-kīmiyaˀ) обычно считается происходящим от древнего названия Египта - Кем или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства». Иногда термин производят от греческогоχυμος - сок или χυμενσιζ - литьё. Основными объектами изучения александрийской химии являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета: серебру - Луна, ртути - Меркурий, меди - Венера, золоту - Солнце, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу - Сатурн.

      Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

      Египетский бог Тот

    6. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

      От александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.

      К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов . Амальгама золота стала применяться для позолоты. Александрийскими учёными был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму способствовала появлению представления о ртути, как об особом, «первичном» металле. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

      3.2 Арабская алхимия

      Теоретической основой арабской алхимии по-прежнему являлось учение Аристотеля.

      Аристотель

    7. Однако развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Джабир ибн Хайян (Гебер) в конце VIII века разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, согласно которой металлы образованы двумя принципами: Ртутью (принцип металличности) и Серой (принцип горючести). Для образования золота - совершенного металла, помимо Ртути и Серы необходимо наличие некоторой субстанции, которую Джабир называл эликсиром (al-iksir, от греческого ξεριον, то есть «сухой»). Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории свелась к задаче выделения эликсира, иначе называемого философским камнем (LapisPhilosophorum). Эликсир, как считалось, должен был обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие.

      Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Помимо формирования основной теории алхимии, во время арабского этапа был разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и разбавленные растворы минеральных кислот. Важной заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины.
      Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

      Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. Центром арабской алхимии стал Багдад.

    8. 3.3 Европейская алхимия.

      Научные воззрения арабов проникли в средневековую Европу в XIII веке. Работы арабских алхимиков были переведены на латынь, а затем и на другие европейские языки.

      Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры (азотной кислоты) и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Бэкон определил алхимию следующим образом: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

      Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы, Раймунда Луллия Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

      В Европе в мифологию и символику алхимии были внедрены элементы христианской мифологии (Петрус Бонус, Николай Фламель); в целом для европейской алхимии мистические элементы оказались значительно более характерны, нежели для арабской . Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии. Характерной чертой европейской алхимии стало её двусмысленное положение в обществе . Как церковные, так и светские власти неоднократно запрещали занятия алхимией; в то же время алхимия процветала и в монастырях, и при королевских дворах.

      К началу XIV века европейская алхимия добилась первых значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 итальянский алхимик Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте (aquafortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - aquaRegis, то есть царская водка). Псевдо-Гебер - один из самых значительных средневековых европейских алхимиков, работавший в Испании в XIV веке и подписывавший свои сочинения именем Гебера, - подробно описал концентрированные минеральные кислоты (серную и азотную). Использование этих кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.

      В середине XIII века в Европе началась выделка пороха; первым его (не позже 1249) описал, по-видимому, Р. Бэкон (часто упоминаемого монаха Б.Шварца можно считать основоположником порохового дела в Германии).

      Бертольд Шварц

    9. Появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией.

      Алхимическая символика

      Философский камень (лат. lapisphilosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, "пятый элемент", - в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

      В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост .

      Другим символом эликсира является ребис - гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак.

      Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

      Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

      Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток (aurumpotabile) (также питьевое золото), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

      Находивших философский камень звали адептами . Среди таковых, как считалось, было четыре женщины - Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

      Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва , белой тинктуры или малого магистериума , ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

      Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни).

      Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена - золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

      5. Был ли Ньютон алхимиком?

      Сэр Исаа́к Нью́тон -английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
      Параллельно с изысканиями, закладывавшими фундамент нынешней научной (физической и математической) традиции, Ньютон много времени отдавал алхимии. Книги по алхимии составляли десятую часть его библиотеки. Никаких трудов по химии или алхимии он не публиковал, и единственным известным результатом этого многолетнего увлечения стало серьёзное отравление Ньютона в 1691 году. При эксгумации тела Ньютона в его организме было обнаружено опасное для здоровья содержание ртути.

      Был ли Ньютон алхимиком? Он верил в возможность превращения одного металла в другой и в продолжение трёх десятилетий занимался алхимическими исследованиями и изучал алхимические труды средневековья и древности. Сам факт преобладания теоретического интереса и полного отсутствия интереса к получению золота выводит Ньютона за пределы алхимии как элемента средневековой культурной традиции… В основе его атомистики лежит представление об иерархии корпускул, образованной всё менее интенсивными силами взаимного притяжения частей. Эта идея бесконечной иерархии дискретных частиц вещества связана с идеей о единстве материи. Ньютон не верил в существование не способных превращаться друг в друга элементов. Напротив, он предполагал, что представление о неразложимости частиц и соответственно о качественных различиях между элементами связано с исторически ограниченными возможностями экспериментальной техники.

      Это предположение подтверждается высказыванием самого Ньютона: «Алхимия имеет дело не с металлами, как полагают невежды. Философия эта - не из тех, что служат тщеславию и обману, она служит скорее пользе и назиданию, притом главное здесь - познание Бога».

      Заключение

      Изучив теоретические аспекты проекта, решив все задачи, мы пришли к выводу, что алхимия – это самостоятельно развивавшееся направление науки, которое дало начало современной химии.

      Алхимией занимались многие ученые того времени. Сам факт преобладания теоретического интереса и полного отсутствия интереса к получению золота выводит ученых за пределы алхимии как элемента средневековой культурной традиции, дает толчек к развитию экспериментальной химии.

      Для разных авторов существовали свои доминантные акценты в ее определении. Одни (Авиценна) видят в ней лженауку, неспособную выполнить те притязания, которые она на себя берет. Другие (М.Бертло, Эдмуд фон Липпман, Юлиус Русски, Дж. Р. Партингтон, В.Гундель, А.Дж. Хопкинс, Ф.Шервуд Тейлор, Дж.Рид, Н.Морозов, Фигуровский) определяют алхимию прежде всего как предхимию. Для третьих (Р.Бэкон, А.Пуассон) очень важной является ее способность превращать несовершенные металлы в золото. Четвертые (Ф.Шварц) считают алхимию одновременно и наукой, и искусством трансмутации души. Для нас же изучение разных периодов алхимии позволило окунуться в волшебный мир химических превращений, провести необычайно красивые опыты, за результатами которых увлеченно следили и наши одноклассники. С древних времени до наших дней люди стремятся отыскать ключи к замкам, за которыми природа хранит свои тайны. Мы тоже попытались проникнуть в этот мир, вооружившись современными знаниями. Вокруг нас очень много интересного: кажется, что вещества живут своей, особой таинственной жизнью. Для того, чтобы это интересное увидеть и суметь объяснить, нужен не только зоркий глаз, но также химический кругозор и эрудиция. Эти качества требуют постоянного развития, иначе все наши знания, полученные упорным трудом, устареют раньше, чем мы успеем их применить на практике.

      Практическая часть

      «Болонский фосфор»

      В 1602 г. болонский сапожник и алхимик В. Касциароло нашел в горах около г. Болонья (Италия) очень тяжелый плотный камень серого цвета. Алхимик заподозрил в нем наличие золота. Чтобы выделить его, он прокалил камень вместе с углем и олифой. К удивлению Касциароло, охлажденный продукт реакции стал светиться в темноте красным светом. Алхимик дал найденному камню название «ляпис соларис» - солнечный камень. Известие о светящемся камне произвело сенсацию среди алхимиков. Камень стали называть «болонским самоцветом», «болонским фосфором».

      Впоследствии выяснилось, что Касциароло нашел минерал ба­рит, или сульфат бария, BaSO 4 . При взаимодействии BaSO 4 с углем образуется сульфид бария BaS:

      BaSO 4 + 2C = BaS + 2CO 2 ,

      который обладает способностью светиться после того, как его подержат на солнце. Фосфоресценция присуща не самому сульфиду бария, а его смеси с сульфидами других металлов.

      В 1774 г. шведский химик Шееле и его друг Юхан-Готлиб Ган (1745-1818), шведский химик и минералог, уста­новили, что в найденном алхимиком камне содержится новый химический элемент, который они назвали баритом, что в переводе с греческого означает «тяжелый». Однако шведские химики открыли не новый элемент, а его оксид ВаО. В XIX в. название барит осталось за минералом, а новый элемент получил имя барий. Впервые барий в виде металла удалось получить только в 1808 г. английскому химику Дэви путем электролиза увлаж­ненного гидроксида бария Ва(ОН) 2 .

      Барий химически очень активен. Он легко самовоспламеняется на воздухе, окрашивая пламя в зеленый цвет, энергично взаимо­действует с водой. Поэтому приходится его хранить под слоем безводного керосина.

      Продукт оазиса Амона

      Арабские алхимики получали из оазиса Амона, расположенного в пустыне Сахара, бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании «нушадира» с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» и с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ними покрывались белым налетом. Алхимики отметили и ещё кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становилась интенсивно-синей. Как объяснить эти явления?

      «Нушадир» - это нашатырь (хлорид аммония NH 4 Cl), продукт естественного разложения мочи и испражнений верблюдов, караваны которых столетиями проходили через оазис. При взаимодействии NH 4 Cl с гашёной известью – гидроксидом кальция Ca(OH) 2 выделялся аммиак NH 3:

      2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = 2NH 3 + CaCl 2 + 2H 2 O

      Аммиак взаимодействует с газообразным хлороводородом, образуя в воздухе «дым», состоящий из мельчайших кристаллов NH 4 Cl. При добавлении аммиака к водному раствору медного купороса (содержащего сульфат меди CuSO 4) образуется комплексная соль – сульфат тетрааммин меди II SO 4:

      CuSO 4 + 4NH 3 = SO 4

    1. «Замшелые камни»

      На дно широкого стеклянного сосуда с достаточно толстыми стенками опускают речную гальку. Затем наливают на половину объёма сосуда концентрированный раствор сульфата меди (II) CuSO 4 . После этого в раствор добавляют смесь цинковой пыли и гранулированного цинка до исчезновения голубой окраски раствора.

      Частицы цинка покрываются лохматым налетом кирпично-красного цвета, похожим на мох, и оседают на камнях. Это говорит о выделении кристаллов меди в результате окислительно-восстановительной реакции:

      CuSO 4 + Zn → ZnSO 4 + Cu

      Цинк можно заменить алюминием Al, но в этом случае для предотвращения гидролиза сульфата алюминия Al 2 (SO 4) 3 , образующегося в реакции:

      3CuSO 4 + 2Al → Al 2 (SO 4) 3 + 3Cu,

      к раствору сульфата меди (II) CuSO 4 заранее добавляют 5-10 мл разбавленной серной кислоты, которая с медью не взаимодействует.

      То, что арабский алхимик Джабир аль-Хайян на рубеже I и II тысячелетий называл «превращением железа в медь», на самом деле было процессом, очень похожим на рассмотренные опыты. В растворе медного купороса железные клинки покрывались слоем меди, выделившейся по реакции:

      CuSO 4 + Fe → FeSO 4 + Cu

      Полная иллюзия превращения одного металла в другой! Жаль только, что алюминий во времена алхимиков еще не был известен.

    2. «Трансмутация» металла

      Многовековой опыт алхимиков свидетельствовал: все металлы при нагревании плавятся и становятся похожими на жидкую подвижную блестящую ртуть. Значит, все они - из ртути. Железный гвоздь краснеет, если опустить его в водный раствор медного купороса. Это явление объясняли в алхимическом духе: железо трансмутируется в медь. Изменяются отношения двух начал в металлах. Изменяется и их цвет. (Мы теперь хорошо знаем, что медь, вытесненная железом из раствора медного купороса, оседает на поверхности гвоздя.)

      CuSO 4 + Fe → FeSO 4 + Cu

    3. «Черное и красное»

      Византийский император Константин VII (905 – 959 гг. н.э.) любил собирать при дворе философов и алхимиков, слушать их и задавать им вопросы. Однажды некий арабский алхимик принёс три черные металлические пластинки и три сосуда с бесцветными жидкостями. Затем он показал императору четыре опыта с ними. Вначале он сильно нагрел на жаровне одну пластину, и она после охлаждения стала розово-красной. Вторую пластину он опустил в сосуд с жидкостью, и эта жидкость стала голубой. Третью черную пластинку алхимик погрузил в сосуд с второй жидкостью; жидкость приобрела интенсивно-синий цвет, а пластинка стала розово-красной. Эта же пластинка в сосуде с третьей жидкостью покрылась пузырьками газа. Алхимик попросил привести бродячую собаку и, вынув третью пластинку с пузырьками из сосуда, дал лизнуть её собаке, которая тут же упала замертво. «Знает ли император, из какого металла сделаны эти три пластинки?» - спросил алхимик, но Константин в ответ только покачал головой. Что же это за металл?

      «Дух из соли»

      В сочинениях монаха-алхимика Василия Валентина (XV в.), которого многие историки химии считают мифической фигурой, было рекомендовано получать «дух из солей» - «спиритус салис» - прокаливанием смеси каменной соли и железного купороса. При этом отгонялась жидкость, которая поражала воображение алхимиков: она дымила на воздухе, вызывала кашель, разъедала ткань, бумагу металл… Судя по этому описанию, можно сделать вывод, что каменная соль – это хлорид натрия NaCl, а железный купорос – кристаллогидрат сульфата железа FeSO 4 ·7H 2 O. Прокаливанием смеси этих веществ алхимики получали хлороводородную кислоту HCl:

      2NaCl + 2(FeSO 4 ·7H 2 O) = 2HCl + Fe 2 O 3 + Na 2 SO 4 + SO 2 + 13H 2 O

    4. Приложение 1. Результаты анкетирования учащихся 8-х классов

      (участвовало 102 человека).

      Понятия «химия» и «алхимия» сходны ли по значению?

      Знаете ли вы страну, в которой возникло понятие «алхимия»?

      Был ли Ньютон алхимиком?