Презентация "этапы автоматизации звуков". Презентация на тему «Автоматизация звука « С Этапы автоматизации звуков
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Автоматизация звука [ с ] в словах Для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом) - автоматизировать правильное произношение звука в начале слова. - учить изменять слова по падежам (родит. п.) - учить согласовывать числительные и существительные. - развивать логическое мышление. - развивать зрительное внимание.
Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.
Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу:ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вправо – влево гну щетинки. Не оставлю ни соринки.
Вот так горка, Что за чудо. Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.
Носом – вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик. Поплывет красавец наш, Маме за подарком.
Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - губки улыбаются. между зубами небольшая щель. - язычок выгибается горкой. - воздушная струя холодная. (произносит звук, поднося ладонь ко рту) - звук глухой (прикладываем к горлышку тыльную сторону ладони) - бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
Третий лишний.
Найди отгадку. Ножек четыре, шляпок – одна. Нужен коль станет обедать семья.
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?
Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа.
Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: Топать, шлепать по болотам.
На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.
Два колеса, одна доска, Конструкция его легка. Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам.
Закончи предложение. На завтрак у Сони …
Весной на улице ярко светит…
Дети сели обедать за ….
В руках у мамы ….
В реке плавает усатый …
Кого нет?
Чего нет?
Кого нет?
Чего нет?
Посчитай предметы.
Посчитай самолеты.
Посчитай собак.
Посчитай свитера.
Предварительный просмотр:
Презентация: автоматизация звука [с] в начале слова.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила учитель - логопед Филиппова Е. Ю.
ГБДОУ д/с №16.
Слайд №2.
Задачи:
- укреплять мышцы артикуляторного аппарата.
Закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом)
Автоматизировать правильное произношение звука в начале слова.
Учить изменять слова по падежам (родит. п.)
Учить согласовывать числительные и существительные.
Развивать логическое мышление.
Развивать зрительное внимание.
Слайд №3 – 6.
Артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляторного аппарата, для закрепления правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука.
Слайд №3: упражнение «Заборчик». Губы улыбаются, зубы открыты. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я ведь тоже так могу,
Вот смотри, сейчас.
Инструкция: «Улыбнись и покажи зубки, как щенок в стихотворении. Представь, что твои зубки превратились в заборчик. Держи заборчик закрытым, пока я буду считать»
Слайд №4: упражнение «Трубочка». Губы вытянуты вперед. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.
Мои губы трубочка,
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
Инструкция: «вытяни губы вперед, чтобы твои губы превратились в трубочку» или «представь, что ты будешь играть на дудочке, для этого тебе нужно сильно вытянуть губы вперед». «Держи трубочку, пока я буду считать»
Слайд №5: упражнение «Чистим зубы». Рот открыт, губы улыбаются. Кончиком языка водить по наружной и внутренней части верхних и нижних зубов (по всей челюстной дуге). Предварительная работа: чтение стихотворения.
Щеткой кухню уберу,
Наведу там чистоту.
Вправо – влево гну щетинки,
Не оставлю ни соринки.
Инструкция: «Представь, что твой язычок это зубная щетка и тебе нужно как следует почистить зубы. Тебе надо водить кончиком языка сначала по верхним, потом по нижним зубам. Слева – направо, а потом справа – налево»
Слайд №6: упражнение «Горка». Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, «тело» языка поднимается вверх. Выполняется в несколько подходов под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.
Вот так горка, что за чудо.
Выгнулся язык упруго,
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
Инструкция: «Сильно упри кончик языка в нижние зубки и подними его, представь, что твой язык превратился в горку. Держи ее, пока я буду считать»
Слайд №7-8.
Работа над дыханием. Выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха (вдох носом – выдох ртом). Упражнение «Кораблик».
Слайд №7.
Предварительная работа: чтение стихотворения.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дуем на кораблик.
Поплывет красавец наш,
Маме за подарком.
Инструкция: «Сделай глубокий вдох носом, выдыхай медленно через трубочку. Если ты все сделаешь правильно, наш кораблик поплывет»
Слайд №8.
Ребенок выполняет упражнение, по инструкции. Далее, если он все делает правильно, педагог нажимает на слайд и кораблик начинает медленно двигаться («плыть»). Далее упражнение можно повторить или перейти к следующему слайду.
Слайд №9.
Уточнение характеристик звука [с]. Ребенку предлагается ряд картинок, обозначающих характеристики звука.
Инструкция: «Посмотри на картинки и вспомни чем звук [с] отличается от других. Объясни, что означают эти картинки»
Объяснение:
Губы улыбаются, между зубами небольшая щель (картинка «губы»)
Язык выгибается горкой (картинка «горка»)
Воздух, при произнесении звука холодный (картинка «тучка»). При этом ребенок может себя проверить: произносит звук и подносит ладонь ко рту.
Звук глухой (картинка «колокольчик»). Ребенок произносит звук и прикладывает к горлу тыльную сторону ладони.
Звук бывает твердый и мягкий (картинки «орех» и «вата»)
Слайд №10. Повторение правильного произношения изолированного звука.
Примечание: произнесение может быть длительным или кратковременным.
Инструкция: «Произноси звук [с], пока сыпется песок в часах» или «Произноси звук, пока песок в часах пересыпается сверху – вниз. Потом начинай сначала»
Слайд №11 – 34. Непосредственная автоматизация звука в начале слова.
Слайд №11 – 13. Игра: «Третий лишний»
Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. При этом при правильном выборе картинки, педагог предлагает ребенку нажать на нее. Картинка начинает мигать.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи: что (кто) здесь лишнее (лишний). Проверь себя, нажми на картинку. Если она мигает, значит ты прав»
Слайд №11.
Описание: картинки – помидор, огурец, Слива.
Примерный ответ ребенка: лишняя слива, потому что это фрукт, а помидор и огурец – овощи.
Слайд №12.
Описание: картинки – медведь, собака, заяц.
Примерный ответ ребенка: лишняя собака, это домашнее животное, а заяц и медведь – дикие животные.
Слайд №13.
Описание: картинки – комбинезон, шуба, сарафан.
Примерный ответ ребенка: лишний сарафан, потому что это летняя одежда, а шуба и комбинезон – зимняя.
Слайд № 14 -19. Игра «Найди отгадку».
Ребенку предлагается несколько слайдов с картинками, среди которых есть ответы на загадки, читаемые педагогом. Слайды показываются без текста. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагается нажать на картинку, которая начинает вращаться.
Слайд №14.
Описание:
Ножек четыре, шляпок одна.
Нужен коль станет обедать семья (Ответ: стол)
Слайд №15.
Описание:
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет, что же это (Ответ: самолет)
Слайд №16.
Описание:
Поднимает великан груз тяжелый к облакам,
А если станет душно, себя польет из душа (Ответ: слон)
Слайд №17.
Описание:
Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома.
Если дождь у нас работа: топать, шлепать по болотам (Ответ: сапоги)
Слайд №18.
Описание:
На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (Ответ: стул)
Слайд №19.
Описание:
Два колеса, одна доска, конструкция его легка.
Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам (Ответ: самокат)
Слайд №20-24. Игра закончи предложение.
Педагог читает ребенку начало предложения, которое он заканчивает, используя предложенные на слайдах картинки.
Слайд №20.
Описание: на завтрак у Сони … (картинка «сыр»)
Слайд №21.
Описание: весной на улице ярко светит … (картинка «солнце»)
Слайд №22.
Описание: дети сели обедать за … (картинка «стол»)
Слайд №23.
Описание: в руках у мамы … (картинка «сумка»)
Слайд №24.
Описание: в реке плавает усатый … (картинка «сом»)
Слайд №25 – 28. Игра «Чего (кого) нет?»
Ребенку предлагается ряд слайдов, на который расположены четыре картинки. Педагог или ребенок нажимает на слайд, после чего одна картинка исчезает. Ребенок должен ответь на вопрос: «Чего (кого) не стало?» или «Чего (кого) нет?». Подбор картинок может осуществляться с учетом лексической темы.
Примечание: задание может выполнятся в двух вариантах.
1. Ребенка просят запомнить все картинки, после чего закрыть глаза. Педагог самостоятельно убирает одну картинку и просит ребенка назвать ее по памяти.
2. Ребенок сам нажимает на экран, после чего картинка убирается и ребенок отвечает на вопрос «чего (кого) нет?»
Слайд №25.
Описание: картинки – сом, свинья, слон.
Выполняется по второму варианту. Ребенку предлагается сначала назвать все предложенные картинки, затем нажимать по очереди на каждую картинку и отвечать на вопрос: «Кого нет?»
Слайд №26.
Описание: стул, диван, кресло, шкаф. Лексическая тема: мебель.
Слайд №27.
Описание: коза, овца, кошка собака. Лексическая тема: домашние животные.
Слайд №28.
Описание: машина, самолет, трамвай, поезд. Лексическая тема: транспорт.
Слайд №29 – 31. Игра «Посчитай предметы (от одного до пяти)».
Ребенку предлагается ряд слайдов с изображением одинаковых предметов (животных), которые ему необходимо посчитать.
Слайд №29.
Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем стульев, вот так один стул, два стула …»
Слайд №30.
Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем столов»
Слайд №31.
Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем собак»
Слайд № 32 – 34. Игра «Считаем, не пропускаем»
Слайд №32.
Инструкция: «Посчитай только самолеты, которые есть на картинке»
Слайд №33.
Инструкция: «Посчитай всех собак»
Слайд №34.
Инструкция: «Посчитай только свитера».
Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год. 2.Баскакина И.В. Свистелочка и Звинелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Ш». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год. 3.Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год. 4.Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 1,2 для закрепления произношения звуков «З», «С»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год. 5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год. 7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год. 8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год. 9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «С»: «З»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год. Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop1
Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из пособия Л.Н.смирновой "Играем со звуками", картинки с разных сайтов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цикл презентаций для индивидуальных и подгрупповых занятий по закреплению произношения и автоматизации звука [С] - [Ш] для дошкольников и младших школьников, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР.
Автоматизация звука в словах
1. Мы учим звук С - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Игра
« Четвёртый лишний»
Миска, носок, лиса, стул (в этом слове звука [С] в начале слова)
Самолёт, самокат, самосвал, абрикос (в этом слове звука [С] в конце слова)
2. Проговори слова тройками - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Обращаем внимание на изменения значений слова при заменах одной или двух букв.
3. Повтори слова – Единственное и множественное число существительных мужского женского, среднего рода.
4. Чего не бывает – Родительный падеж существительных мужского женского, среднего рода.
5. Предлог рядом. – Творительный падеж
Автоматизация звука в предложениях и словосочетаниях.
6. Что у нас, а что у вас.
7. Что с чем рядом.
8. Из чего сделан предмет – образование качественных и относительных прилагательных.
Автоматизация звука в потешках, чистоговорках и скороговорках.
9.Чудесная сумочка + Игра « Четвёртый лишний»
Колбаса , сыр, сырок, сахар.(в этом слове звука [С] в середине слова)
Колбаса, кусочек фасоль, соль. (в этом слове звука [С] в начале слова)
10. Повтори чистоговорки
11. Повтори скороговорки
Литература.
1.Л.Н.Смирнова ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ. Речевой дидактический материал. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2004.Составитель: Бахарева И. Н.
2. Картинки с разных сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для автоматизации звука [ш] в рассказе "Шуба для Пушка"
Закрепляя заданный звук с помощью презентации можно быстрее добиться необходимого результата, так как ребенку будет интресно не только услышать историю про Пушка, но и увидеть ее своими глазами....
Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.
Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...
Игровые формы автоматизации звуков у старших дошкольников.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов еще в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушениями в речевом развитии обычно интеллектуально здоровы, сле...
Этапы автоматизации звуков
Подготовила
Учитель-логопед
Мартынова О.В.
ГУ «ЛДУУЯСКТ№55»
Автоматизация звуков-
- этап формирования первичных произносительных умений и навыков
- Цель: формирование правильного произношения поставленного завука во всех формах речи: в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях и в свободной речи.
Задачи
- развивать слухоречевое внимание;
- вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
- вырабатывать правильное речевое дыхание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием звукослогового анализа и синтеза;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать речевое общение.
Необходимо помнить!
- 1. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:
- - в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще);
- - в обратных слогах (ис, ыс; ас, ос, ус);
- - в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).
- 2. Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения:
- - обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-уц);
- - прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы);
- - слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
- 3. Звук [л] сначала произносится:
- - в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу);
- - в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы).
Автоматизация изолированного звука
- Цель: закрепить умение четко произносить звук изолированно
- Виды работы:
- «Звуковые дорожки», подвижные игры на звукоподрожание, «кулак-ребро-ладонь» и т.п.
Автоматизация звука в слогах
- Цель: умение чётко произносить звук в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
- Опора на эмоциональную сферу. Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Произнесение слогов с одновременным отстукиванием ритма с действием.
Автоматизация звука в словах
- Цель: правильное произношение звука в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук (в начале, в конце, в середине).
Задания и игры:«Покажи и назови», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Один –много», «Жадина», « Назови ласково», « Доскажи словечко» и т.п.
Автоматизация звука в словосочетаниях
- Цель: правильное произношение звука в словосочетаниях.
- Соединение слов по смыслу – сложное языковое явление.
- Словосочетания являются базой для составления предложений.
Задания на усвоение сочетаемости слов
- C огласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.
- Задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь своё», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
- Игра «Угадай-ка». (Угадай, что это - спелый, сочный, красный, мягкий …). А теперь ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.
- Подбери слова, которые отвечают на вопрос какая?(ой, ое, ие);
- Нахождение и называние предмета по определённому признаку: по цвету, форме, размеру, принадлежности (бабушкин, медвежий, лисий), материалу (стеклянный, глиняный);
- Изменение прилагательных по родам и числам.
- Согласование существительных с числительным. Упражнение «Сколько их?».
- Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Упражнение «Сосчитай».
Автоматизация звуков в предложениях
- Цель: правильное произношение звука в предложениях (в простых, в распространенных).
- Задача: стимулировать речевую активность; автоматизировать звуки с помощью введения в речь разных типов предложений (утвердительные, отрицательные, простые, составные…).
- Задания и игры: «Вставь нужное слово и повтори предложение», «Исправь предложение», «Какого слова не хватает?», «Вставь коротенькое слово-предлог», «Вопрос-ответ», «Всё наоборот», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Один начинает, другой продолжает», «Найди место каждому слово» (деформированное предложение).
- «СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ»
- Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
- Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
- «СКАЖИ КАК....»
- Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
- Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
- «СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО»
- Цель: учить ребенка менять темп речи.
- Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.
Автоматизация звука в тексте
- Цель: правильное произношение звука с тексте; формирование чувства самоконтроля в стихах и рассказах.
- Задача: формирование навыка правильного употребления падежных окончаний, развивать чувство ритма.
- Используются: различные пересказы; составление рассказов по сюжетной картине и по серии картин; - составление рассказа по опорным словам, и по плану; стихи-драматизации (чтение по ролям); инсценирование какого-либо сюжета.
Автоматизация звуков в самостоятельной речи
- 1. Различные пересказы;
- 2. Составление рассказов по картине и по серии картин;
- 3. Составление рассказа по опорным словам;
- 4. Составление рассказа по плану;
- 5. Стихи-драматизации (чтение по ролям;
- 6. Инсценирование какого-либо сюжета.
- Данные игры-упражнения способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.