Приоритетные направления справочно библиографического обслуживания. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках. Новые технологии в библиографическом обслуживании

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) на протяжении многих лет остается одним из важнейших направлений деятельности в библиотеке. Необходимым условием успешной работы библиотеки является эффективная работа информационно-библиографической службы. В процессе справочно-библиографического обслуживания наиболее полно используется технический потенциал библиотеки, но это совсем не умаляет роли карточных каталогов и картотек в информационном обслуживании.

Выполнение библиографом запросов читателей традиционно базируется на справочно-библиографическом фонде (СБФ) и справочно-поисковом аппарате (СПА) библиотек. Основным местом реализации традиционной модели СБО всегда был и до настоящего времени остается библиографический пункт, обычно расположенный в доступном для читателей месте. Дежурящие на пунктах высококвалифицированные библиографы отвечают на любые запросы пользователей -- от простых до сложных запросов, требующих специальных библиографических разысканий. Обслуживание базируется на фонде справочно-библиографических изданий, использование которых позволяет им выполнять все типы справок (тематические, уточняющие, фактографические, адресные и методические). Такая модель обслуживания. характерная как для зарубежных, так и для отечественных библиотек. просуществовала многие десятилетия. Библиографический пункт стал своеобразным символом простоты и равенства информации, а также гарантией определенного уровня обслуживания. Однако внедрение современных информационных технологий, одновременный количественный рост потоков электронных и традиционных документов, увеличение количества запросов, изменение и усложнение информационных потребностей пользователей в соединении с постоянным дефицитом высококвалифицированных кадров заставляет по-новому взглянуть на организацию справочного обслуживания.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. Библиографический запрос принимается в устной (лично и по телефону) и письменной форме. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Чрезвычайно важно оценить состояние фондов школьных библиотек, их соответствие образовательным и воспитательным задачам модернизации содержания образования. Следует отметить, что в структуре фондов школьной библиотеки все большую роль играют фонды нетрадиционных носителей информации: аудио-, видео-, электронные издания. Именно школьная библиотека должна дать возможность доступа к самой разнообразной информации, предоставить широкие возможности всем участникам образовательного процесса (педагогам, школьникам, родителям) формировать информационную культуру, культуру умственного труда, развивать логическое и творческое мышление, используя на практике достижения новых информационных технологий. Создание медиатек на базе библиотек, формирование библиотек-медиатек - это наиболее научно разработанный в настоящее время путь развития школьных библиотек.

библиографический обслуживание школьник чтение

В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую библиотеку из культурно-информационного центра в простое книгохранилище.

На сегодняшний день снижение интереса к чтению вызывает тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что-либо дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности. Навык самостоятельного чтения формируется с детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения. Чтение книг - это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой беседе является текст. Содержание текста - это взгляд автора на мир, его умение выразить этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для школьника понимание текста - очень трудоемкая работа. Слово - знак вторичной сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия, чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще.

Почему школьники так мало читают, как сделать класс читающим, как дойти до каждого, чтобы чтение стало интересным и нужным занятием, как научить ребят думать, воспитывать в них неутомимую потребность в чтении? Не секрет, что значительная часть школьников кроме учебников читает только то, что рекомендует учитель или то что «модно». Наиболее успешно руководство чтением осуществляется на уроках внеклассного чтения. Для планирования таких уроков большое значение имеет отбор книг. Это должны быть произведения доступные и интересные школьнику.

Данные социологов:

· Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%.

· А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%

· 40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004-только 20%. (Книжное обозрение,№39, 2005 г.).

Интерес-это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Многие считают телевидение не только конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации-главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми.

Художественная литература становится для подростка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания - самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего «я».

Итак, разобраться в праве, читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может, помочь, пробудить интерес к чтению лучших книг, научить читать - задача взрослых, родителей, учителей, библиотекарей, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры, за воспитание интеллектуального развитого поколения.


Введение

1.Общее представление о справочно-библиографическом обслуживании

2.Классификация справок

Основные этапы выполнения справок

Особенности выполнения справок отдельных видов

Особенности справочно-библиографического обслуживания по художественной литературе и литературоведению

Особенности справочно-библиографического обслуживания по общественно-политическому комплексу (виды справок и методика их выполнения)

Новые формы библиографического обслуживания

Выполнение справок в автоматизированном режиме

Учёт и анализ справочно-библиографического обслуживания

Заключение


Введение

библиотека литература справка художественный

Ни для кого не секрет, что в стремительно развивающемся информационном обществе возрастает роль доступности, качества, оперативности получения информации. В данных условиях найти свою информационную нишу - одна из основных задач библиотек. В условиях быстро меняющейся информационной среды тех функций, которые традиционно выполняла библиотека в обществе уже недостаточно. Все больше возрастает роль библиотеки как проводника в мире информации, как учреждения, где можно не только получить на руки книги, но и любые сведения, каким-либо образом связанные с интересующей потребителя темой. В соответствии с этим, сегодняшняя задача библиотекаря - найти абсолютно все: от фактографических данных до адресов тех учреждений, которые могут предоставить необходимые потребителю сведения.

Деятельность библиотеки, всех её структурных подразделений направлена на качественное и оперативное обслуживание читателей, удовлетворение их информационных потребностей. Одним из основных и важнейших направлений деятельности библиотек является справочно-библиографическое обслуживание.

Поэтому, целью моей контрольной работы, является раскрыть важнейшую тему библиографии как справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки.


1. Общее представление о справочно-библиографическом обслуживании


Неотъемлимой составной частью библиографической деятельности библиотек всех систем и ведомств является справочно-библиографическое обслуживание. В соответствии с ГОСТом СТБ 7.0-2004 Информационно-библиографическая деятельность, библиография оно определено как обслуживание в соответствии с запросами пользователей информацией, связоное с предоставлением справок и других библиографических услуг.

Справочно-библиографическое обслуживание должны вести все библиотеки: начиная от Национальной библиотеки Беларуси и до сельской библиотеки-филиал.

Как и любая другая работа, которая ведётся в библиотеке, справочно-библиографическое обслуживание неразрывно связано с общественно-политической, экономической, ноучно-технической и культурной жизнью нашей страны и зарубежных стран.

Справочно-библиографическое обслуживание в ЦБС является подразделениями, которые обслуживают читателей (пользователей, на основе их фондов и справочно-библиографического аппарата).

Цель, с которой пользователи обращаются в библиотеку, самые различные: учебные, научные, самообразовательные и другие. Качество и оперативность справочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов:

·От положения справочно-библиографического аппарата библиотеки;

·От уровня координации и взаимодействия библиотек в области справочно-библиографического обслуживания;

·От квалификации и опыта библиографа или библиотекаря;

·От уровня библиографической грамотности пользователя.


2. Классификация справок


Справочно-библиографическое обслуживание - это библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации (читателей). Ответ на разовый запрос принято считать справкой.

Так как читателей интересуют самые разнообразные сведения, то и справки тоже выдаются разные:

·по характеру информации (библиографические и фактографические);

·по форме (устные - они выдаются лично или по телефону, письменные - сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка). При наличии базы данных читателю предоставляется распечатка, содержащая информацию, адекватную запросу.

По характеру выдоваемой информации справки делятся на библиографические и фактографические.

Библиографической справкой называют ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и/или местонахождении издания в фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искажённых) элементах библиографического описания (уточняющая справка), о литературе (документах) по определённой теме, интересующей читателя (тематическая справка).

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), интересующие читателя - даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, учёного и др.), толкование специального термина, точное наименование организации или учреждения и т.д.

Таким образом, справки отдельных видов различаются между собой конечным результатом, то есть тем, что получает читатель в ответ на свой запрос. В публичных библиотеках справочно-библиографическое обслуживание является универсальным.

Главными составляющими справочно-библиографического обслуживания являются: запрос читателя, поиск информации и ответ библиографа (библиотекаря). Библиографический поиск (адресный, тематический, уточняющий), как известно, лежит в основе всей библиографической деятельности, в том числе и справочно-библиографическое обслуживание.

Управление справочно-библиографическим обслуживанием в ЦБС осуществляется информационно-библиографическим отделом (сектаром) Центральной библиотекой (ЦБ) или библиографом, который входит в штат отдела обслуживания и информации.

Библиограф планирует справочно-библиографическое обслуживание, выполняет наиболее сложные запросы, с которыми обращаются читатели в ЦБ и те запросы, которые перенаправляются в ЦБ с библиотек-филиалов.

Библиограф анализирует положение справочно-библиографического обслуживания в ЦБС, делает выводы о необходимости докомплектования фонда и справочно-библиографического аппарата новыми периодическими изданиями, книгами, в том числе и официальными, справочными библиографическими изданиями на бумажных и электронных носителях, организует новые картотеки, редактирует каталоги и картотеки.

Библиограф проводит консультации для пользователей.

Библиотекари выполняют справки различных видов, а более сложные перенаправляются в ЦБ библиографу.

Оперативность выполнения справок определяют и такие факторы, как личность библиографа, уровень его общенаучной и профессиональной подготовки, умение установить контакт с читателями, эвристические способности и, конечно же, качество справочно-библиографического аппарата библиотеки, свободное владение современными информационными технологиями.


Основные этапы выполнения справок


1.Приём запроса. Это очень ответственный этап, потаму что, именно во время приёма запроса уточняются и выясняются, что конкретно интересует читателя. Очень важно установить полное взаимопонимание между библиографом или библиотекарем, который принимает запрос, и читателем. Это зависит не только от квалификации библиотекаря (библиографа), но и от его такта, от умения выяснить у читателя полную и докладную формулировку темы и цели запроса, получить данные о степени информирования читателя в данном вопросе, о том, какие материалы он уже использовал. Когда при формулировке запроса читатель использует специальную терминологию, необходимо выяснить значение терминов. Установлению контакта с читателями содействует интуиция, быстрая реакция, готовность оказать помощь читателю. Запросы (и ответы) регистрируют в тетради учёта или на специальных бланках.

2.Установление круга источников и порядок их просмотра. Круг источников, которые необходимы для поиска ответа на запросы читателей, зависит от содержания и цели запроса, от того, насколько хорошо знает библиограф (библиотекарь) свой справочно-библиографический аппарат. Когда читательский запрос сформулирован очень сжато, ответить на него сложно с помощью одного только справочно-библиографического аппарата. Поэтому необходимо в таких ситуациях просмотреть учебные, справочные, производственно-практические издания, которые имеются в фонде библиотеки.

.Библиографический поиск и обработка информации. Они осуществляются на основе справочно-библиографического аппарата и фонда данной библиотеки. Но читателю можно выдать сведения и о документах, которые отсутствуют в той библиотеке, в которую он обратился и есть в других библиотеках (научных, специальных). Виды произведений печати, хронологический обхват непосредственно связаны с читательским запросом.

.Оформление справки. Когда требуется письменный ответ на запрос, слаживается перечисление (список) литературы. Библиографические описания дополняются короткими аннотациями. Для того, чтобы читатели быстрее получили необходимые издания, в списке указываются шифры книг. Копии списков, которые, по мнению библиотекаря, могут быть полезными другим пользователям, находятся в фонде выполненных справок. При выполнении уточняющих библиографических и фактографических справок необходимо называть источник информации. Это способствует повышению библиографической грамотности читателей, для того, чтобы в следующий раз они смогли самостоятельно ответить на аналогичные вопросы.

.Перенаправление запроса. Библиографический запрос, который невозможно удовлетворить в данной библиотеке, принадлежит перенаправлению. Когда выполнение библиографического запроса требует обращения до центрального справочно-библиографического аппарата (СБА), то он передаётся для выполнения библиографу Центральной библиотеки (ЦБ). Библиографический запрос, который невозможно выполнить в ЦБ, направляется в другие библиотеки (города, района, областную библиотеку, Национальную библиотеку Беларуси, отраслевые республиканские библиотеки). Библиотека ответственная за обоснованность перенаправления библиографического запроса и правильный выбор адресата. В любом случае пользователь (читатель) получает отказ в той библиотеке, в которую обратился с запросом.

4. Особенности выполнения справок отдельных видов


Понятие тема имеет широкое смысловое значение: это может быть учебная тема. Какой-то вопрос, жизнь и деятельность какого-либо лица, информация о крае или стране и т.п. Большинство тематических запросов удовлетворяются с помощью систематического католога, картотек и базы данных, библиографических пособий. Близких по содержанию теме запроса. Просматриваются также прикнижные и внутрижурнальные библиографические материалы, сами издания - книги, газеты. Решение вопроса о том, что именно предложить читателю - 2-3 книги, статью из журнала, тематический указатель литературы или статью в справочном издании - зависит не только от формулировки темы в запросе. Но и от цели, с которой читатель обращается за справкой, от уровня его подготовки, характера его деятельности. Так. Учителю для подбора литературы по теме «Творчество Л.Н. Толстой» прежде всего, необходимо использовать новые материалы из периодических изданий. Содержащие малоизвестные факты биографии и творчества писателя. Школьнику же для написания домашнего сочинения на ту же тему вполне достаточно рекомендовать популярные книги, в которых рассматривается творчество Л.Н. Толстого в целом. Студенту-заочнику, выполняющему курсовую работу, потребуется помощь в выявлении материалов, раскрывающих тему в историко-литературном аспекте, а также применительно к его дальнейшей профессиональной (педагогической) деятельности.

Поэтому кроме обращения к каталогам - алфавитному (если в нём традиционно выделяются персоналии), систематическому, электронному (в нём, как известно, отражаются с определённого года все новые поступления книг), картотекам, новым изданиям энциклопедий и библиографических словарей, необходимо использовать государственные библиографические показатели, научно-вспомогательные библиографические указатели, как текущие, так и ретроспективные, в том числе и на электронных носителях и другие материалы.

Необходимо также уточнять у читателя, или вся литература по теме ему нужна, а может ему нужны только новые документы, или другие материалы. Такое уточнение помогает библиографу (библиотекарю) быстрее выполнить справку.

Когда читатель обращается в публичную библиотеку с узкоспециальным тематическим запросом, главная проблема заключается в том, что в библиотеке можно не найти материал по данной теме. Систематический каталог и систематическая картотека статей не всегда могут помочь в ответе на такие запросы. В такой ситуации необходимо обратиться к книгам более общего характера, выявить отдельные главы, разделы, параграфы, а тем временем и отдельные страницы, которые отвечают на запросы.

Запросы читателей, которые связаны с поиском литературы о жизни и творчестве каких-нибудь деятелей, выполняются с помощью алфавитного каталога, электронного каталога, систематической картотеки статей, картотек Базы данных, библиографических и персональных библиографических показателей и справочников. Чаще всего, такие запросы связаны с юбилеями. При этом можно использовать приложения «Даты беларускага календара» к бюллетеню «Новыя кнігі па старонкам беларускага друку, Беларускі каляндар на СD-ROM, а также энциклопедии, библиографические справочники, словари, литературу общего характера, воспоминания.

При выполнении запросов краеведческой и страноведческой тематики также необходимо выяснить как цель обращения к литературе, так характеристика страны или региона, другого - экономическое положение, третьего - история и т.д. Для выполнения таких справок нужно использовать соответственные отделы систематического каталога, краеведческие каталоги и картотеки, база данных «Край», библиографические пособия краеведческого и страноведческого содержания.

Уточняющие библиографические справки

Методика и успех уточняющего библиографического поиска определяются тем, какие элементы библиографического описания уже известны читателю, насколько они полны и правильны (точны). Уточнять библиографические данные приходится из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями: искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы; произведения одного автора «приписаны» другому; редактор (переводчик, составитель) выдаётся за автора; в запросе неточно приведено заглавие; неизданная работа принята за уже вышедшую в свет; статья из журнала или сборника представлена как моноиздание и т.д.

Выполнение уточняющих справок начинается с анализа читательского требования и установления тех недостающих элементов библиографического описания, используя которые библиотекарь (библиограф) сможет быстро решить задачу.

Для поиска данных о конкретной книге используются каталоги библиотеки-филиала или сводные каталоги Центральной библиотеки, планы выпуска издательств, справочные и библиографические издания, прикнижные библиографические материалы.

При поиске данных о статьях какого-либо автора надо обращаться к справочным изданиям, издательских работ этого автора, которые посвящены его жизни и творчести. Для того, чтобы хронологически ограничить круг источников, нужно уточнить годы жизни и деятельности автора.

В публичных библиотеках множество справок выполняется на уточнение заголовков произведений. В таких случаях библиотекарю необходимо не только быть эрудированным, но и уметь оперативно использовать вспомогательные показатели к произведениям, картотеки заголовков, рецензий, раздел произведений художественной литературы в систематической картотеке статей, и т.д.

Особая разновидность уточняющих библиографических справок - установление автора и источника цитирования. В таких случаях очень важно выработать свой алгоритм поиска, ибо нужно чётко представлять, сколько в задаче известных (и что именно известно), а сколько - неизвестных (и что именно неизвестно) параметров. В соответствии с этим намечаются источники поиска - издания произведений предполагаемого автора, цитаты и высказывания о нём, библиографические пособия по теме, сборники крылатых слов и изречений и т.п.

К уточняющим библиографическим справкам относятся и редактирование библиографических данных произведений печати, содержащихся в читательских требованиях на литературу.

Адресные библиографические справки

Адресной называется библиографическая справка, в процессе выполнения которой устанавливается наличие и местонахождение издания или неопубликованного документа в фонде определённой библиотеки.

В начале беседы с читателем необходимо выяснить все известные ему элементы библиографического описания искомого документа. Полученные данные библиограф записывает на специальном бланке (см. в конце). Прежде чем установить наличие и местонахождение документа, библиограф нередко осуществляет предварительный уточняющий поиск с тем, чтобы иметь о нём достаточный набор достоверных сведений (фамилия, имя, отчество автора, заглавие, выходные данные и т.п.).

Если целью поиска является указание местонахождения книги хранящейся в библиотеке, то при наличии полного библиографического описания следует обратиться к алфавитному каталогу. Сведения о журналах, газетах, продолжающихся сборниках находят с помощью каталога периодических и продолжающихся изданий. Каталоги и картотеки спецвидов помогут найти ответы на вопросы о нотах, грамзаписях, стандартах, описаниях изобретений и т.п.

В отдельных случаях адресный поиск может быть осуществлён по печатным каталогам, которые издаются крупными библиотеками.

В тех случаях, когда известно только заглавие и в процессе уточняющего поиска не удалось установить автора произведения печати, библиограф обращается к систематическим каталогам и картотекам, которые помогают восполнить недостающие элементы библиографического описания и установить наличие книги в данном фонде. Тематические и специальные картотеки выполняют вспомогательную роль: способствуют установлению автора книги. Адресный же поиск осуществляется при помощи алфавитного каталога.

Для нахождения произведений печати, отсутствующих в данной библиотеке, используется карточные и печатные сводные каталоги, отражающие фонды нескольких библиотек; библиотечной сети региона или страны. В ЦБС для этого используются сводные каталоги и картотеки, которые, которые отражают фонды всех библиотек системы, а также сводные картотеки периодических изданий и справочных изданий.

При положительном исходе адресного поиска пользователь получает полное библиографическое описание документа с указанием его местонахождения в фондах библиотек страны. Приводиться шифр хранения книги (статьи) в библиотеке, где был принят запрос.

Нередко выполнение запроса о наличии и местонахождении нужного читателю издания является продолжением уточняющего библиографического поиска, так как читатель, естественно, заинтересован в получении самих книг и журналов.

Фактографические (фактические) справки

Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса (сообщение точной даты, цифры, цитаты, характеристика явления, проблемы, изложение концепции, объяснение термина и т.п.). Соответственно фактографический поиск предполагает разыскание самих фактов, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к справочно-библиографическому обслуживанию.

Фактографические запросы составляют значительную часть всех запросов, поступающих в библиотеки, особенно научно-технические. Их выполнение базируется на использовании энциклопедий, словарей, справочников, фактографических карточек.

Главное условие успешного поиска - знание библиотекарем (библиографом) назначения, содержания и структуры используемых справочных изданий, их вспомогательного аппарата, быстрое и точное определение кратчайшего пути поиска.

Кроме справочных изданий, широко используются и другие издания, которые входят в состав фонда официальных справочных и библиографических изданий: издания законодательных актов, нормативных документов, указы и декреты президента, постановлений правительства, научно-вспомогательные библиографические пособия, рекомендательные, популярные библиографические пособия, в которых приводятся сведения о конкретных фактах, как на бумажных, так и на электронных носителях. Пересмотреть статьи из газет и журналов, которые содержат новейшие данные по экономике, политике, государственному строительству и другие.

По своему содержанию фактографические запросы исключительно разнообразны. Их выполнение требует от библиографа большой эрудиции, хорошей профессиональной подготовки, знания большого круга источников фактографического поиска. Получив библиографическую справку (например, тематическую), читатель проведёт своеобразную проверку её достоверности после того, как закажет и изучит рекомендованную ему литературу. При фактографическом запросе читатель, как правило, сразу использует полученную информацию, без дополнительной её проверки.

Фактографические запросы выполняются не только библиографами. Так, в ЦБС, особенно в филиалах, в организации «стола справок» участвуют специалисты разных отраслей знаний. Они активно помогают в проведении таких мероприятий, как День специалиста, День информации.

Словари, справочники, энциклопедии, фактографические картотеки являются важнейшим, но не единственным средством выполнения фактографических запросов. При поступлении узкоспециальных запросов, а также при выяснении фактов, касающихся проблем сегодняшней жизни, которые ещё не отражены в справочных изданиях, библиограф подбирает соответствующую литературу и просматривает её. Целесообразно привлечь к поиску читателя. Не исключается возможность обращения библиографа к специалисту в данной области.

Справочно-библиографическое обслуживание по отдельным отраслям знания также имеет свои особенности, что отчётливо видно на примере справочно-библиографического обслуживания по художественной литературе, литературоведению и справочно-библиографическом обслуживании по общественно-политическим наукам.


5. Особенности справочно-библиографического обслуживания по художественной литературе и литературоведению


Разовые запросы на информацию о художественной литературе и литературоведческих материалах отличаются от запросов по другим отраслям знания, и это естественно, так как художественной литературой интересуются если не все, то многие читатели, особенно публичных библиотек. Какова методика поиска в каждом конкретном случае и чем она определяется? Прежде всего - целями запросов и уровнем подготовки потребителей информации, знанием источником поиска, их специфики и информационного потенциала, умением их использовать. Кроме того, методика выполнения библиографических и фактографических справок по разовым запросам должна рассматриваться во взаимосвязи с теми источниками (каталогами, картотеками, БД, справочными и библиографическими изданиями и пр.), на основе которых осуществляется поиск информации, и в строгом соответствии с требованиями запроса читателя библиотеки.

Запросы бывают очень разнообразны, но библиотечно-библиографическая практика показывает, что преобладают следующие их типы:

·Писатели и их произведения. В данном случае требуется, как правило, сообщить сведения об изданиях или публикациях конкретного произведения, а также о литературе, посвященной творчеству того или иного писателя. Основные источники поиска - каталоги (АК, СК, ЭК), картотека публикаций произведений в журналах и сборниках или раздел в общей картотеке - систематическая картотека статей, предметно-тематической. Если читателя интересует информация об изданиях и публикациях произведений писателя безотносительно к их наличию в фондах данной библиотеки, следует посоветовать ему обратиться к ретроспективным библиографическим пособиям, в которых он найдёт нужные сведения, а за новинками он может следить в ежемесячном бюллетене «Новыя кнігі. Па старонкам беларускага друку».

·Художественные произведения, известные читателям под заглавиями. В библиографической практике, особенно в публичных библиотеках, довольно распространён поиск информации о произведениях художественной литературы, известных читателям под заглавием. Главным источником выполнения уточняющих библиографических справок - специальная картотека заглавий художественной литературы либо многотомный «Указатель заглавий произведений художественной литературы». Во многих случаях выручает вспомогательный указатель авторов и заглавий произведений, который прилагается к библиографическим пособиям по разным отраслям знания, в том числе и по художественной литературе.

·Произведения художественной литературы, посвященные определённым темам. В данном случае по запросу читателя выполняется тематическая библиографическая справка, причём главным источником поиска служит тематическая картотека художественной литературы. Особая трудность заключается в том, что хронологические и национальные (страноведческие) границы библиографического поиска практически не ограничены: современного читателя в равной мере интересуют произведения писателей 19-20 века как Беларуси, так и других стран, посвященных одной теме (проблеме), или произведения определенного жанра по одной теме.

·Произведения художественной литературы определённых жанров. Справки, выполненные по таким запросам, тоже считаются тематическими библиографическими. Источниками поиска могут быть систематическая картотека статей, другая общая библиографическая картотека или базы данных, картотека публикаций произведений художественной литературы, рекомендательные и популярные библиографические пособия прошлых лет, отражающие произведения отдельных жанров, а также специальные жанровые картотеки и те издания произведений писателей, в которых их творчество представлено основными жанрами (сборниками, избранные сочинения).

·Произведения писателей определённых национальных литератур. Поиск художественных произведений, созданных писателями разных стран и различных национальных культур, обеспечивают систематический каталог и систематическая картотека статей, построенные по единой схеме ББК, где библиографические записи группируются по национальным литературам. В зависимости от того, что именно интересует читателя (с поиском какой информации связан его запрос), выполняются справки различных видов: тематические библиографические (если, к примеру, по запросу требовалось подобрать произведения английских писателей определённого периода); уточняющие библиографические справки (если нужно было установить библиографические данные или уточнить недостающие элементы библиографического описания); адресные библиографические справки (если требовалось сообщить о наличии и местонахождении в библиотеке нужного читателю издания).

·Литературоведческие работы по теории и истории литературы. Поиск литературоведческих работ общего характера по теории и истории литературы, об отдельных периодах и литературных направлениях, о развитии отдельных национальных литератур, о творчестве писателей и произведениях, созданных в тот или иной период и других также обеспечивают систематический каталог, систематическая картотека статей, базы данных, а в случаях, когда не обязательно наличие нужных материалов в данной библиотеке - соответствующие ретроспективные и текущие библиографические пособия. Читателю выдаётся информация, адекватная его запросу, а учёт выполненных справок осуществляется согласно принятым в данной библиотеке требованиям.

·Краеведческие литературные запросы. Краеведческие литературные запросы также могут быть разными: о местных писателях и их произведениях, о литературе о них; о литературной жизни того или иного региона; художественная литература о данном крае и др. В библиотеках такие запросы удовлетворяются с помощью краеведческого каталога (картотеки). Виды выполненных справок учитываются в строгом соответствии с требованиями запросов.

·Фактографические запросы. В отличии от других отраслей знания, фактографический поиск по художественной литературе и литературоведению выполняется гораздо реже, и в каждом случае он бывает ограничен теми сведениями, которые могут предоставить традиционные источники: энциклопедии и энциклопедические словари, справочники, библиографические указатели и словари, картотеки персоналий, а также научно-справочный аппарат самих изданий.


6. Особенности справочно-библиографического обслуживания по общественно-политическому комплексу (виды справок и методика их выполнения)


Справочно-библиографическое обслуживание по общественно-политической тематике ведётся в строгом соответствии с разовыми запросами, поступающими от читателей. Справки различаются по характеру выдаваемой на запрос информации, тематике и методике выполнения. Объём и новизна информации, виды изданий и публикаций, источники поиска по разовым запросам, другие особенности справочно-библиографического обслуживания в каждом конкретном случае должны отвечать целям и уровню подготовки людей, обратившихся в библиотеку за справкой.

Основными наиболее распространёнными видами справок по разовым запросам общественно-политической тематики являются:

·Уточняющие библиографические справки.

Выполнение таких справок чаще всего связано с установлением (уточнением) библиографических данных текстов документов, принятых органами государственной власти республиканского уровня, например: текста Закона, указа президента РБ, постановления или распоряжения Правительства РБ. Если по запросу требуется уточнить сведения о документах, принятых в течении нескольких лет и посвященных определённой теме, то источниками для поиска по запросу могут быть правовые базы «Эталон», «Консультант плюс», «Кодекс» и т.д.

·Фактографические справки.

Определённые даты того или иного исторического события, биографических сведений о политических, общественных, исторических деятелях, учёных и их трудах, толкование специального термина, название страны, изменившиеся в последние годы экономические показатели (статистические данные), данные исторического характера. Основными источниками поиска по разовым запросам служат справочные издания, адекватные характеру запроса.

·Тематические библиографические справки.

Разовые запросы на литературу по определённой общественной дисциплине, теме, конкретному вопросу о жизни и деятельности какого-либо лица (исторического, государственного или политического деятеля, учёного), о стране (её политическом устройстве, экономике, истории) являются тематическими, и справки, выполненные в строгом соответствии с читательскими требованиями, считаются тематическими библиографическими справками. Тематические запросы, поступающие от специалистов, отличаются широким спектром частных аспектов: им, как правило, требуется литература за более продолжительный хронологический период, причём не только отечественная, но и зарубежная, иногда - только краеведческие издания и публикации, а в ряде случаев - издания определённых видов.

·Адресные библиографические справки.

Ответы на запросы читателей о наличии и местонахождении в фонде библиотеки конкретных изданий, нужных им для учёбы, работы или общего самообразования, выполняется по алфавитному каталогу, электронному каталогу, картотеками и базами данных. Если требование заполнено правильно и все элементы библиографического описания указаны, читатели вполне могут самостоятельно найти интересующие сведения.


7. Новые формы библиографического обслуживания


Виртуальная справка - это справочная служба, функционирующая на основе использования электронных технологий, часто в режиме реального времени. При этом используются компьютеры и удалённый доступ через Интернет - технологии для взаимодействия с персоналом службы без физического контакта.

В мире насчитывается свыше 80 корпоративных виртуальных служб, которые объединяют библиотеки разного типа и осуществляют виртуальное справочно-библиографическое обслуживание (ВСБО). Наиболее развита подобная форма обслуживания в США. На территории Америки не менее 450 библиотек объединились в более чем 60 виртуальных служб. Такая форма справочно-библиографического обслуживания позволяет повышать информационную культуру специалиста, помогает ему ориентироваться в массиве имеющихся ресурсов и осваивать новые.

Методическое сопровождение - при такой форме обслуживания предполагается проведение пользователем поиска самостоятельно при обеспечении помощи со стороны библиографа. Обратившись в библиотеку с запросом, пользователь получает информацию о наиболее значимых, авторитетных ресурсах, которые соответствуют его информационным потребностям, и выбирает необходимый, обратившись к памяткам с описанием каждого из предлагаемых ресурсов. После выбора базы данных, следует обращение к ним при помощи специально подготовленного алгоритма работы с каждого из них.

Виртуальное обслуживание - услуга, которая реализуется в значительной степени посредством справочно-библиографического обслуживания.

Юридическая клиника. На современном этапе развития педагогической науки и высшего юридического образования юридические клиники (ЮК) стали весьма распространёнными и эффективным средством повышения качества образования. Благодаря юридическим клиникам студенты могут чётко проследить взаимосвязь теоретического материала, полученного в стенах вуза, с их непосредственной будущей деятельностью. Взаимодействие библиотеки и вуза при справочно-библиографическом обслуживании читателей, интересы которых лежат в сфере деятельности этой службы, помогают выполнить запрос более качественно, так как сотрудники юридической клиники консультируют сотрудников справочно-библиографического обслуживания в случае возникновения трудностей при выполнении запросов читателей по правовым вопросам. Кроме того, после прохождения специального дополнительного обучения, изучения ресурсной базы, содержащей правовые документы в традиционной форме и на электронных носителях, студенты оказывают правовую помощь гражданам (читателям библиотеки). Под руководством педагогов-кураторов сотрудники клиники дают консультации по гражданскому, семейному, жилищному и трудовому праву, анализируют договоры, исковые заявления, жалобы и пр. Работаю в этой клинике студенты только старших и выпускных курсов. Им эта работа засчитывается в качестве производственной или преддипломной практики.

Внедрение новых форм справочно-библиографического обслуживания обеспечит привлечение новых пользователей, максимальное использование имеющейся ресурсной базы и дальнейшее развитие этого важного направления деятельности библиотеки.


8. Выполнение справок в автоматизированном режиме


Компьютерные технологии, изменив жизнь человечества, изменили и жизнь библиотек. Компьютеризация, о которой так много и страстно говорилось, хоть с опозданием, но пришла в библиотечное дело Республики Беларусь. Компьютер в библиотеке сегодня это средство комплектования фонда, это новый справочный аппарат, это новые формы обслуживания читателей. Да и самими читателями использование компьютерных технологий сегодня воспринимается как необходимое условие библиотечного сервиса.

Как бы мы не радели за традиционные источники информации, но востребованность библиотеки сегодня зависит от умелого применения новых информационных технологий. Не конкурировать с интернетом, а использовать его возможности для качественного обслуживания читателей.

В тех публичных библиотеках, в первую очередь в Центральной районной библиотеке и Центральной городской библиотеке, где библиотечные процессы автоматизированы, справочно-библиографическое обслуживание осуществляется в автоматизированном режиме.

Автоматизированная технология справочно-библиографического обслуживания предусматривает использование средств, источников поиска на традиционных носителях информации, разнообразных библиографических, фактографических, полнотекстовых баз данных, возможностей телекоммуникационного доступа к отдалённым источникам информации. А также имеет определённые особенности при осуществлении основных этапов, процессов и операций.

На первом этапе справочно-библиографического обслуживания приём запроса осуществляется библиографом, и в ходе общения с потребителем информации выясняются все те же сведения, которые выяснялись, когда библиограф выполнял при выполнении справки по традиционной технологии. Методика выполнения тематических библиографических справок любого уровня сложности одинаково. Она зависит от особенностей конкретной базы данных, библиографического пособия, созданного в электронной форме. Итогом тематического поиска в автоматизированном режиме является библиографический список в электронной форме или в виде распечатки. Тематический поиск по ключевым словам и т.д. По электронным библиографическим пособиям тематический библиографический поиск осуществляется в соответствии с той программой, по которой он создан. Однако, компьютерные технологии позволяют получать необходимые сведения. Тематическая справка становится всё чаще тем, что раньше называлось библиотечной справкой. В итоге библиографического поиска читатель может получить не только библиографические записи документов, а и полный текст первоисточника. Это может быть список в электронной форме или в виде распечатки.

Адресная библиографическая справка в автоматизированном режиме может выполняться по фамилии автора, по заглавию издания. Для поиска достаточно ввести несколько первых букв фамилии автора и заглавия.

При выполнении уточняющей библиографической справки в автоматизированном режиме возможности библиографа ли библиотекаря значительно расширяются, поскольку поиск можно вести по сочетаниях разнообразных элементов библиографического описания.

Фактографический поиск также можно выполнять в автоматизированном режиме, по фактографических базах данных, по мультимедийных энциклопедиях и справочниках, по таких библиографических изданиях на CD-ROM, таких как «Белорусский календарь». Библиографические консультации по поиску сведений в электронный каталог, базы данных, по использованию библиографических пособий на электронных носителях также необходимо проводить в библиотеках. Пользователей необходимо знакомить с особенностями библиографической записи в электронном варианте, с базами данных, мультимедийными энциклопедиями, библиографическими изданиями на CD-ROM, которые есть в библиотеке, показывать, как можно осуществлять по их поиск.

Тематические консультации являются разновидностью библиографической консультации. Она содержит перечень библиографических источников, необходимых для выяснения литературы, соответствующей тематическому запросу. Тематическая консультация становится обязательным приложением к тематическому поиску. Это связано, во-первых, с недостаточной глубиной большинства библиографических данных и, во-вторых, с огромной стоимостью этого ресурса. Важно, что тематическая консультация является часто необходимой составляющей при выполнении тематических справок. Такая консультация включает рекомендации как по традиционным источникам, так и по электронных, а часто и по ресурсах Интернет, которые может использовать пользователь. В тех случаях, когда библиотекарь или библиограф не может дать отказ на запрос читателя, а библиотека имеет выход в Интернет, он может по электронной почте перенаправить этот запрос на сайт другой библиотеки: областной, НББ и т.д.

Также и в пользователей есть возможность самостоятельно выйти на сайт библиотеки, определить наличие необходимых изданий и получить необходимую информацию. Такое справочно-библиографическое обслуживание называется электронным или виртуальным.

Выделяются три основных направления электронного справочно-библиографического обслуживания:

·обслуживание пользователей через электронную почту;

·обслуживание пользователей в режиме реального времени на основе chat-технологий, а также видео- и телеконференций;

·полностью автоматизированное предоставление информации в отказ на запрос пользователей на основании специально организованных базы данных / БД выполненных запросов.

Два первые направления представляются традиционными по содержанию. Их особенности в том, что для их выполнения выполняются современное программное обеспечение и средства связи. И так, справочно-библиографическое обслуживание осуществляется непосредственно через электронную почту или на основании Web-форм запросов, которые предоставлены на сайтах библиотек. Chat - обслуживание в режиме реального времени базируется на использовании специального программного обеспечения. Это позволяет управлять двухсторонним взаимодействием «пользователь-библиограф».

Предоставление пользователям базы данных запросов / отказов для самостоятельного автоматизированного поиска при полном отсутствии общения «пользователь-библиограф» является принципиально новым явлением в справочно-библиографическом обслуживании. Все направления активно развиваются за границей. Работа по созданию виртуальных справочных служб ведётся в библиотеках нашей страны. Первая виртуальная служба была организована в НББ, которая через свой сайт предоставляет возможности выполнения запросов различных видов. Но, несмотря на интенсивное развитие электронного справочно-библиографического обслуживания, оно является пока только дополнением к традиционному справочно-библиографическому обслуживанию, но не изменяет его.


9. Учёт и анализ справочно-библиографического обслуживания


Все подразделения, ведущие справочно-библиографическое обслуживание, ведут учёт выполненных справок. Учёту подлежит библиографические справки, библиографические консультации, фактографические справки. Учёт общего количества разовых запросов производится путём суммирования запросов, зарегистрированных в «журнале выполненных справок», на бланках учёта запросов или другой документации, принятой в библиотеке.

Единицей учёта выполненных разовых запросов является устная или письменная справка, содержащая сведения о литературе по одной теме, об одной установленной или уточнённой библиографической записи, об одном издании, наличие которого установлено в фонде, об одном выявленном факте.

В некоторых библиотеках принимаются упрощенная форма учёта: отрасль знания (по ББК); тема выполненной справки; вид справки (тематическая, уточняющая, фактографическая); источник выполнения справки (каталог, картотека, БД, фонд и др.). Адресные библиографические справки в некоторых библиотеках учитывают отдельно и называют их «каталожным». Особенно учитывают иногда и справки по краеведческой тематике. В ЦБС форму учёта целесообразно дополнить графой: «Выполнено для библиотек-филиалов». Запросы, которые перенаправляются из одной библиотеки в другую в связи с невозможностью их выполнения в данной библиотеке, только регистрируют.

В целях повышения уровня справочно-библиографического обслуживания, соответствия предъявляемым к нему в настоящее время требованиям необходимо регулярно проводить как количественный, так и качественный анализ выполняемых справок. Главная цель такого анализа - изучение тематики и характера разовых запросов, интересов читателей, обращающихся за справками, источников поиска информации. Это касается прежде всего сложных запросов.

Данные анализа позволяют выявить соответствие состава и содержания фондов запросам читателей, проблемы в организации справочно-библиографического обслуживания. Кроме того, результаты такого анализа дают возможность получить представление об уровне информационной культуры и библиографической грамотности читателей, эффективности использования ими различных частей справочно-библиографического обслуживания, выявить причины отказов или ответов, не удовлетворивших читателей, скорректировать план работы по повышению уровня информационной культуры и библиографических знаний как сотрудников библиотеки, так и её читателей.


Заключение


В заключение я хочу в краткой форме изложить своё справочно-библиографическое обслуживание, которое проводится по моему месту работы. Я работаю в библиотеке Новогрудского государственного аграрного колледжа. Мы планируем и осуществляем свою деятельность исходя из Положения о библиотеке колледжа, из основных задач библиотеки учебного заведения; опираясь на цели, поставленные педагогическим коллективом на учебный год. Главная наша задача - обучать учащихся самостоятельному поиску нужной информации, методом ее обдумывания, самостоятельной переработки, а не автоматического использования готового продукта, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. И решаем мы эту задачу с помощью справочно-библиографической и информационной работы. В числе комплекса привычных библиотечных форм и методов наличие у нас общедоступной, достоверной, полной информации, отраженной в справочно-библиографическом обслуживании, конкретность источника, помощь в нахождении нужной информации библиотекаря - наше главное орудие в конкурентной борьбе за читателя, пользователя библиотеки. Что конкретно осуществляет наша библиотека?

Регулярно пополняется и совершенствуется справочно-библиографический аппарат. Очевидно, что наполняемость картотек зависит от количества получаемых периодических изданий. А в нашей библиотеке их репертуар достаточно ограничен - всего 45 названий.

Очень востребована классными руководителями колледжа и учащимися картотека методических разработок, в которой широко представлена библиография сценариев по актуальным темам, к различным праздникам.

Преподаватели и учащиеся на протяжении учебного года в полном объёме обеспечиваются необходимыми учебными и справочными пособиями, художественной литературой. При отсутствии нужной литературы, проводится её заказ по МБА из НББ.

В соответствии с планом работы проводятся беседы с учащимися о правилах пользования библиотекой, ее ресурсах и возможностях, об основах библиографического описания, о новых поступлениях литературы.

Организуется индивидуальная и групповая работа по рациональным приемам работы с учебной и специальной литературой.

Посещаются заседания цикловых комиссий с целью ознакомления с новыми поступлениями специальной литературы и освещению новинок периодических изданий.

Выполняются заявки по подбору материала для подготовки к занятиям, экзаменам, олимпиадам, для написания контрольных и курсовых работ, рефератов, а также для проведения воспитательных мероприятий, проводимых в колледже.

Информационное и справочно-библиографическое обслуживание ведется дифференцировано, с учетом возрастных особенностей пользователей, по ранее сформированным группам: учащиеся 1-х курсов, учащиеся 2-5-х курсов, учащиеся заочного обучения, руководители учреждения, преподавательский состав и работников колледжа. Используются как индивидуальные, так и массовые формы работы. Мы стараемся качественно и оперативно удовлетворять все запросы пользователей. За прошедший 2011 год выполнена 1231 справка; из них 729 традиционных, а 502 выполнены с помощью электронных носителей информации.

С целью повышения профессионельного уровня выписываются специальные журналы, посещаются курсы в г. Минске, проводятся встречи с библиотекарями других учебных заведений.


Список использованной литературы


1.Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник / под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 1990.

2.Димидова, Г.Н. Библиографоведение: учеб. для средних профессион. учебн. Заведений.- Спб.: Профессия, 2002г.

3.Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие.- Спб.: Профессия, 2006г.

Свирюкова, В.Г. Организация и методика справочно-библиографического обслуживания: конспект лекций.-2-е изд. испр. и доп.- Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007г.

Материалы лекций


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Справочно-библиографическая работа

Задачи информационно-библиографической деятельности


  • Всемерное повышение качества информационно-библиографического сервиса на основе критериев оперативности, релевантности, полноты и комфортности предоставления информации пользователям библиотеки

  • Совершенствование технологического обеспечения библиографической деятельности

  • Обучение пользователей работе с СБА библиотеки и повышение их информационной культуры

  • Участие в системе текущего информирования органов власти и управления городского поселения город Белебей

  • Стремление к наиболее эффективному, комплексному использованию всех ресурсов библиотеки, как традиционных, так и электронных в справочно-информационном обслуживании пользователей

Справочно-библиографические ресурсы


  • В течение года осуществлялась работа по совершенствованию организации справочно-библиографического аппарата, обеспечивающего оперативность, полноту и точность выбора источников информации. Пополнялись, редактировались, вводились новые актуальные рубрики в каталоги и картотеки. Справочный фонд в 2014 году пополнился на 3 тома башкирской энциклопедии, что явно не достаточно и создаёт трудности в организации библиографической деятельности

  • В библиотеке сложилась стабильная система каталогов и картотек, которая продолжает функционировать и развиваться:

  • к услугам читателей предоставлены: систематическая картотека статей, краеведческая картотека, картотека «Белебей», картотека «Официальные материалы», картотека «Экология», картотека новых поступлений;

  • в библиотечной работе используются: картотека отказов, картотека периодических изданий, картотека правовых актов, картотека детей-сирот детского дома, картотека читателей с ограниченными возможностями, картотека детей из неблагополучных семей.

  • Электронная база правовых документов по экологии, которая за 2014 год пополнилась на 9 документов. Всего 155 документов.

  • Пополнялись, редактировались уже существующие папки-накопители.

  • Самыми актуальными и востребованными были: «Музеи России», «Рукоделие», «Мастера русской живописи», а также «Прогулка по родному городу», «Семь - я», «В объективе молодёжь», «Социальная защита населения», «Местное самоуправление»

  • Созданы новые тематические папки по актуальным темам: «Музеи России»; «Музыкальная культура России»; «Мастера русской живописи»; «Рукоделие»; «Киноискусство»; «Искусство танца»

  • Учёт выполненных тематических справок по праву ведётся в «Тетради учёта запросов по праву»

  • Вся библиографическая работа библиотеки отражается в «Тетради учёта библиографической работы библиотеки»

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)


    1. Оперативное и качественное обслуживание пользователей библиотеки в режиме «запрос-ответ»

    1. Выполнение сложных письменных справок по разовым запросам читателей и организаций

    1. Выполнение тематических, библиографических и фактографических запросов пользователей (в том числе и по телефону)

    1. Регулярный анализ качества выполненных справок

Справочно-библиографическое обслуживание пользователей строится на основе справочно-библиографических ресурсов с комплексным использованием, как современных информационных технологий, так и традиционных. Осуществляется выполнение тематических, фактографических, адресных, уточняющих справок в режиме “запрос–ответ”, оказываются консультации по вопросам использования справочно-поискового аппарата библиотеки и электронных баз данных.

С целью оперативного удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотечные специалисты обращаются к ресурсам Интернета. Его использование позволяет выполнять традиционные библиографические запросы читателей на более качественном уровне. К тому же использование информационных ресурсов сети Интернет не столько отменяют привычные формы работы с читателями, сколько совершенствуют и дополняют их, заставляют по-иному взглянуть на многие библиотечные процессы, в том числе на весь блок библиотечно-информационной работы.
Анализ справок, выполненных в 2014 году


Всего

В том числе

В том числе

тематические

фактографические

адресные

уточняющие

дети

юношество

взрослые

В том числе

пожилые

инвалиды

5400

2528

996

913

963

1390

1958

2052

52

19

По характеру и содержанию запросов ведущее место занимают тематические справки. Они составляют 46,8% от всех выполненных справок. Пользователей интересуют актуальные проблемы общественной жизни (реформы ЖКХ, вопросы пенсионного обеспечения, проблемы занятости и другие); запросы, связанные с образовательными программами (право, экономика, психология, философия, экология и т.д.); в помощь хозяйственно-бытовой деятельности (рукоделие, кулинария, дизайн в доме и т.д.).
Фактографические справки составляют 18,4 % от общей численности выполненных справок; адресные – 16,9 %; уточняющие – 17,8 %.
По читательскому назначению преобладают справки для взрослых, далее идёт юношество и дети. Кроме того, в 2014 году для читателей пожилого возраста библиотекой выполнено 52 справки, для читателей с ограниченными возможностями – 19 справок.

Деятельность по удовлетворению запросов пользователей
Основные потребители справочной информации

Количественные показатели по кварталам
Справки

Абоненты

Инновационные формы и методы групповой и индивидуальной информации
Индивидуальное информирование
Библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых и находящихся за отдельным разделителем «Информационное обслуживание читателей» - 46 человек . Оповещались устно - по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Частота оповещения зависела от поступления литературы: по некоторым темам абоненты получали информацию ежемесячно, по другим – 1 раз в квартал или полугодие.
Массовое библиографическое информирование
Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе. В нашей библиотеке этой работой охвачено 2 коллектива: Эколого-биологический центр (10 человек) и УК «Мой город» (54 человека).
Массовые мероприятия

№ п/п

Форма мероприятия

Название мероприятия

Читательское назначение

Дата

Количество участников

День информации

«Экология. Безопасность. Жизнь»

Специалисты-экологи, биологи, юношество, жители города

28.03.14г.

96 чел.

Круглый стол

«Экология города глазами его жителей»

Специалисты-экологи, биологи, представители администрации и организаций, юношество, жители города

17.04.14г.

77 чел.

День периодики

«Журнальная карусель»

Дети, юношество, взрослые

36 чел.


4

«Пою мою республику»

Юношество

взрослые

10.10.14г.

15 чел.

«Новинки из книжной корзинки»

Дети, юношество, взрослые


  • День информации «Экология. Безопасность. Жизнь» был посвящён качеству жизни и качеству продуктов питания. На встречу с учащимися 8-9 классов СОШ № 17, читателями библиотеки и жителями города были приглашены: Директор ИП Халиуллин Раян Минуллович, пекарня (бывшее ООО НПП «Энергосбережение»); главный технолог и зав. производством Ключникова Наталья Ивановна; заведующая лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы города Белебей Валишина Гузель Ульфатовна; главный инженер УК «Мой город» Петрученя Оксана Александровна.
Интересным получился разговор о главном продукте питания для всего человечества, а именно, о хлебе, который «всему голова». Раян Минуллович и Наталья Ивановна не только рассказали о том, какой вкусный, полезный, экологически чистый, а главное сделанный с душой хлеб выпускает их пекарня, но и посоветовали современной молодёжи следить за здоровьем смолоду и выбирать профессию по душе.

Как осуществляется контроль качества продуктов животного происхождения, которые реализуются на рынках нашего города, что нужно знать и чем руководствоваться покупателям присутствующие узнали от заведующей лабораторией Гузель Ульфатовны.

Актуальной проблеме утилизации ртутьсодержащих ламп был посвящён рассказ главного инженера УК «Мой город» Оксаны Александровны. Она напомнила присутствующим о том, что ртуть опасна для жизни и объяснила, куда и как можно сдавать отработанные лампы.


  • Экологии родного города был посвящён круглый стол на тему: «Экология и благоустройство города Белебея глазами его жителей». На встречу с педагогами и преподавателями, представителями Эколого-биологического центра, студентами Самарского университета, учащимися Башкирской гимназии и жителями города были приглашены: Фёдорова Мария Александровна – главный специалист-эксперт ТТУ министерства экологии и природопользования РБ; Гареев Мурас Мусифуллович - главный инженер отдела ЖКХ Администрации г.п.г. Белебей МР Белебеевский район РБ; Ахметшина Ольга Викторовна – начальник участка по приёму, размещению, захоронению отходов и санитарной очистки МУП «Белебеевский коммунальник».
Проблема благоустройства и экологии - одна из самых актуальных проблем нашего города. Как оказалось, равнодушных к судьбе города нет, жители города бурно обсуждали, задавали вопросы, высказывали свое мнение, касающееся правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Белебее.

По поводу экологии города Мария Александровна отметила, что, не смотря на некоторые существующие проблемы, в целом экологическая ситуация в нашем городе вполне благополучная.

На вопросы, касающиеся ТБО, ответила Ольга Викторовна. Она подробно рассказала о системе обращения с твёрдыми бытовыми отходами - сбора, вывоза и дальнейшей переработки мусора на территории города Белебея.

Самое большое количество вопросов касалось благоустройства и комфорта проживания жителей города: санитарное состояние и благоустройство «Тропы здоровья», строительство площадки для выгула собак, благоустройство дорог и стоянок для автомашин, своевременный вывоз мусора после субботников. Эти и многие другие вопросы взял на контроль Мурас Мусифуллович.

В заключение ведущий библиотекарь Светлана Трофимова отметила, что решение многих экологических проблем в первую очередь зависит от экологической культуры каждого из нас, ведь всё начинается с экологии души.



  • Для чего нужна корзинка, знают все! Кто-то ходит с корзинкой в лес за грибами и ягодами. Кто-то в корзине держит разные вещи. А в нашей библиотеке в корзинках появляются книжные новинки! Таким образом мы несколько дней знакомили читателей с новыми книгами, поступившими в библиотеку.


Формирование у пользователей библиотечно-библиографической и информационной культуры. Библиотечные уроки
Большое внимание в библиотеке уделяется проблемам информационной культуры . Информационная культура включает в себя библиотечно-библиографическую грамотность, культуру чтения и предполагает овладением целым рядом дополнительных знаний, умений и навыков.

Процесс формирования информационной культуры начинается уже при записи читателя в библиотеку. В форме индивидуальной консультации предоставляется информация о Правилах пользования библиотекой, о размещении фондов, о подразделениях библиотеки и ее функциях, и о тех предоставляемых библиотекой услугах, которые сделают более быстрым и правильным поиск необходимой информации.
Еще одной формой формирования информационной культуры у различных категорий читателей, несомненно, является - беседа. Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек. Читателям разъясняются назначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографического описания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям. Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя, что способствует активизации библиографического обучения.

Работники библиотеки проводят библиотечные уроки для старшеклассников по различным темам. Содержание уроков обновляется и актуализируется с учетом изменений, происходящих в информационной среде.

№ п/п

мероприятия

Название

мероприятия

Читательское

назначение

Дата

Количество участников

Урок - информация

«Русской речи Государь по прозванию Словарь»

Урок-практикум

«Поиск информации. СПА и СПС библиотеки»

Юношество

Урок-беседа

Юношество

Информ - ревю

«В мир знаний через библиотеку»

Юношество

17.10.14г.

41 чел.

Урок интернет-

безопасности

«Чем опасен Интернет? Проблема интернет-зависимости»

Юношество

28.10.14г.

32 чел.

Урок-познание

«Информационная культура личности»

Юношество

23.12.14г.

19 чел.

А также:


  • Информирование каждого вновь записавшегося читателя;

  • Индивидуальные консультации у каталогов для каждого пользователя, который испытывал затруднение при поиске информации

Справочно-информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления


  • Пополнение папки «Местное самоуправление»

  • Пополнение раздела «Местное самоуправление» в картотеке «Белебей»

  • Роспись статей из периодических изданий для картотеки «Официальные материалы

Количество запросов, связанных с законодательными и распорядительными функциями органов управления постоянно растёт. Ведь нормативные акты, распоряжения и другие документы, разрабатываемые администрацией города, являются информационной базой для населения. Так, жители города стали чаще обращаться к местной газете «Белебеевские известия», где регулярно печатаются изменения в законодательстве, изменения тарифов на коммунальные услуги и др. Материалы из газеты постоянно расписываются в картотеку «Белебей, папку «Местное самоуправление» и предоставляются пользователям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место библиографического обслуживания читателей в деятельности школьных библиотек. Интернет-ресурсы как источник удовлетворения информационных запросов в школьной библиотеке. Справочно-библиографическое обслуживание школьников и руководство их чтением.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Современное представление о справочно-информационном обслуживании. Новые технологии в библиографическом обслуживании, их компонентная структура, информация об их функциях в литературе. Анализ книги И.С. Пилко "Информационные и библиотечные технологии".

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Организация библиографической работы в библиотеке. Состав и функции справочно-библиографического аппарата. Общие требования к нему. СБА специальных и научно-технических библиотек. Список основных мероприятий научной библиотеки ЮИМ на текущий учебный год.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2015

    Библиографическая работа как совокупность процессов по библиографированию и библиографическому обслуживанию. Составление библиографических материалов различного содержания и назначения. Объём библиографической деятельности, используемые формы и методы.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Организационная структура библиотеки им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета. Состав справочно-библиографического аппарата библиотеки. Фонд справочных и библиографических пособий. Система библиотечных и библиографических каталогов.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2012

    Специфика библиотечного и библиографического обслуживания, его основные принципы и видовое разнообразие. Виды конфликтов в обслуживании читателей и пути их разрешения. Межбиблиотечный абонемент, выставочная работа, тематические подборки и дайджесты.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Библиографическая деятельность - область документально-информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Древнии формы библиографической информации. Цели и методы организации библиографического информирования.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2009

Некоторые библиографические термины

Дорогие коллеги!

Предлагаю коллегам разъяснения и определения некоторых библиографических терминов в доступной форме. Материал был подготовлен к семинару библиотекарей, 15 октября 2015 г.

Что такое информационно-библиографическое обслуживание (ИБО)?

Давайте разберемся с более широким понятием – библиографическое обслуживание. Если просто - это обеспечение потребителей библиографической информацией. Библиографическое обслуживание – это совокупность процессов доведения библиографической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными информационными потребностями и запросами.

Библиографическое обслуживание является обязательной функцией библиотеки.

Виды библиографического обслуживания :

2) Библиографическое информирование (БИ) это систематическое обеспечение библиографической информацией абонента без запроса и/или в соответствии с его долговременно (постоянно действующим) запросом (синоним – информационно-библиографическое обслуживание ). Основная цель библиографического информирования – активное доведение новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки как центра информации.

По охвату потребителей различают массовое (МБИ) и дифференцированное библиографическое информирование. Массовое БИ – это регулярное и эпизодическое доведение библиографической информации до широкого круга потребителей .

Главная цель МБИ пропаганда фондов документов и информирование о новых поступлениях. Аудитория – широкие круги читателей и пользователей, население города, а также: посетители сайта или блога библиотеки, читатели газет и журналов, радиослушатели и телезрители и др.

Каналы распространения БИ:

Радио

Телевидение

Интернет

Библиотека

Формы распространения массового БИ:

Выставки новых поступлений, в т.ч. виртуальные

Библиографические обзоры

Бюллетени новых поступлений

БД новых поступлений.

Дифференцированное библиографическое информирование делится на групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование.

Групповое (коллективное) БИ – это регулярное и эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, которые объединены по признаку сходства информационных потребностей, т.е. другими словами - удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших групп пользователей, объединенных общими интересами (клубы по интересам – садоводов, рукоделия, изучения языков, любителей фантастики или сотрудники одного учреждения, фирмы).

В массовом и групповом (коллективном) информировании используют комплексные формы информирования. Это Дни информации, Дни специалиста.


День информации комплексное мероприятие, призванное оповестить пользователей библиотеки о новых поступлениях . В программу Дня информации входят:

Выставка новых поступлений

Обзоры

Консультации

Разновидности Дня информации – День новой книги (пример), День новой периодики, День новой литературной информации (по сайтам и блогам Рунета), День виртуальной информации (пример)

День специалиста комплексное мероприятие, сочетающее непосредственный показ первичных и вторичных документов с другими мероприятиями.

В программу Дня специалиста включаются:

Выставка новых поступлений

Тематический список литературы

Библиографический обзор

Лекции

Демонстрация фильма (научного, научно-популярного, учебного)

Консультации по поиску профессиональной информации

Обучение

Профессиональное общение участников

Разновидности Дня специалиста – День педагога, День руководителя, День делового человека, День политика, День фермера и др.

Индивидуальное библиографическое информирование – это процесс, который обеспечивает непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого (определение тематики чтения, выбор конкретной литературы, обсуждение прочитанного, воспитание культуры чтения, информационной грамотности, оказание помощи в поиске информации).

Формы индивидуального информирования

1. Избирательное распространение информации (ИРИ)

Отличительные черты :

  • ориентация при обслуживании на весь документальный поток, а не только на новые поступления;
  • наличие карт обратной связи, позволяющих постоянно уточнять представление о потребностях абонентов;
  • двухконтурность, предполагающая сначала предоставление библиографической информации,а в случае ее положительной оценки и удовлетворение специального требования — выдачу полных текстов документов.

2. Дифференцированное обеспечение руководства (ДОР)

Система ДОР — аналитическая переработка информации, в результате которой руководителям передаю т:

  • тематические подборки,
  • дайджесты,
  • фирменные досье,
  • таблицы фактических сведений .

Источники:

  • Абросимова, Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учебно-практическое пособие / Н. В. Абросимова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)
  • Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология : учебник / Д. Я. Коготков. - Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с.
  • Справочник библиографа / науч. Ред. Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. И доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.